КАСАЛЬС, Казальс (Casals), Пабло (29 XII 1876, Вендрель, близ Барселоны - 22 X 1973, Сан-Хуан, Пуэрто Рико) - испан. виолончелист, дирижёр, композитор, муз.-обществ. деятель. Сын органиста. Учился игре на виолончели у X. Гарсиа в Барселонской консерватории и у Т. Бретон и X. Монастерио в Мадридской консерватории (с 1891). Концертировать начал в 1890-е гг. в Барселоне, где одновременно преподавал в консерватории. В 1899 дебютировал в Париже. С 1901 гастролировал во мн. странах мира. В 1905-13 ежегодно выступал в России как солист и в ансамбле с С. В. Рахманиновым, А. И. Зилоти, А. Б. Гольденвейзером. Многие композиторы посвятили К. свои произв., в т. ч. А. К. Глазунов - концерт-балладу, M. P. Гнесин - сонату-балладу, А. А. Крейн - поэму. До глубокой старости К. не прекращал выступлений как солист, дирижёр и ансамблист (с 1905 - участник известного трио: А. Корто - Ж. Тибо - Касальс). К. - один из самых выдающихся музыкантов 20 в. В истории виолончельного искусства его имя знаменует собой новую эпоху, связанную с ярким развитием художеств. исполнения, широким раскрытием богатых выразит. возможностей виолончели, с облагораживанием её репертуара. Его игру отличали глубина и содержательность, тонко развитое чувство стиля, художеств. фразировки, сочетание эмоциональности с вдумчивостью. Красивый естественный тон и совершенная техника служили для яркого и правдивого воплощения музыкального содержания. К. особенно прославился глубокой и совершенной интерпретацией произв. И. С. Баха, а также исполнением музыки Л. Бетховена, Р. Шумана, И. Брамса и А. Дворжака. Иск-во К. и его прогрессивные художеств. взгляды оказали огромное воздействие на муз.-исполнительскую культуру 20 в. На протяжении мн. лет занимался педагогич. деятельностью: преподавал в Барселонской консерватории (среди его учеников - Г. Касадо), в «Эколь нормаль» в Париже, после 1945 - на курсах мастерства в Швейцарии, Франции, США и др. К. - активный муз.-обществ. деятель: он организовал первый в Барселоне симф. оркестр (1920), с которым выступал как дирижёр (до 1936), Рабочее муз. общество (руководил им в 1924-36), муз. школу, муз. журнал и воскресные концерты для рабочих, чем способствовал муз. просвещению Каталонии. Эти просветит. начинания прекратили своё существование после фашистского мятежа в Испании (1936). Патриот и антифашист, К. активно помогал республиканцам во время войны. После падения Испан. республики (1939) эмигрировал и поселился на юге Франции, в г. Прад. С 1956 жил в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико), где осн. симф. оркестр (1959) и консерваторию (1960). К. принадлежит инициатива организации фестивалей в Праде (1950-66; среди выступавших - Д. Ф. Ойстрах и др. сов. музыканты) и Сан-Хуане (с 1957). С 1957 проводятся конкурсы имени К. (первый в Париже) и «в честь К.» (в Будапеште). К. проявил себя как активный борец за мир. Он автор оратории «Ясли» («El pesebre», 1943, 1-е исп. 1960), осн. идея которой воплощена в заключит. словах: «Мир всем людям доброй воли!». По просьбе ген. секретаря ООН У Тана К. написал «Гимн миру» (3-частное произв.), который был исполнен под его управлением на торжеств. концерте в ООН в 1971. Награждён Медалью мира ООН. Написал также ряд симф., хор. и камерно-инстр. произв., пьесы для виолончели соло и ансамбля виолончелей. Продолжал играть, дирижировать и преподавать до конца жизни. Лит. соч.: The Memoirs of Pablo Casals as told to Th. Dozier, N. Y., 1959; Yoys and sorrows. Reflections by Pablo Casals as told to A. Кahn, N. Y., 1970. |