КАСТАЛЬСКИЙ Александр Дмитриевич [16 (28) XI 1856, Москва - 17 XII 1926, там же] - советский композитор, деятель хоровой культуры, муз. фольклорист. В 1876-81 учился в Моск. консерватории по теоретич. предметам и композиции у П. И. Чайковского, С. И. Танеева и Н. А. Губерта. В 1893 окончил консерваторию по классу композиции. С 1887 преподаватель (фп., композиция, хоровое дирижирование), с 1891 помощник регента хора, с 1900 регент, с 1910 директор Моск. синодального уч-ща, преобразованного в 1918 в Моск. нар. хоровую академию. В 1918-1923 управляющий нар. хоровыми академиями Москвы и Петрограда. В 1918-26 вёл активную и разнообразную муз.-просветительную работу в муз. отделах Наркомпроса РСФСР, Пролеткульта, Политпросвета, Военкомата г. Москвы и др. С 1922 профессор Моск. консерватории, декан дирижёрско-хорового отделения, зав. кафедрой нар. музыки. Среди учеников К. - Д. С. Васильев-Буглай, А. А. Давиденко. До Великой Окт. социалистич. революции К. создал большое количество хоровых произв. (духовных и светских), насыщенных интонациями рус. песенности. В культовых сочинениях К. старался возродить древние формы знаменного пения и упрочить связи между церк. музыкой и нар.-песенным, гл. обр. крестьянским, искусством, чем вызывал нападки со стороны реакционно настроенного духовенства. Один из интересных образцов реставрации древнерусского певческого искусства - обработка К. хоров «Пещного действа» (17 в.). Для К. характерно также внимание к музыке др. народов, что нашло отражение в его циклах пьес для фп. «По Грузии» и «Из минувших веков» (в последнем дан своеобразный опыт реставрации этнографич. образцов музыки Китая, Индии, Египта, Греции и т. д.). Гражданские, патриотические настроения К. проявились в монументальном реквиеме «Братское поминовение героев…» (1916), посв. памяти жертв 1-й мировой войны 1914-18. В музыку этого произведения композитор ввёл рус., англ. и сербские напевы. Опера К. «Клара Милич» по одноименной повести И. С. Тургенева (1907, пост. 1916) успеха не имела. Один из выдающихся мастеров рус. и сов. хоровой культуры, К. поднял на новую ступень технику хорового письма, обогатив её рядом ценных приёмов, почерпнутых из сокровищницы нар. творчества. Хоровым соч. К. свойственны обилие тонко разработанных подголосков, красочность звучания. Б. В. Асафьев писал о хоровом творчестве К.: «Народился напевно-полифонический стиль, в котором богатейшее мелодическое наследие прошлого дало новые пышные всходы». Но при высоком мастерстве хоровой фактуры мелодич. сторона произв. К. часто схематична, недостаточно ярка. Хоровой стиль К. оказал влияние на творчество А. В. Александрова, Д. С. Васильева-Буглая, А. А. Давиденко и др. В нач. 20-х гг. К. выступил как один из первых авторов массовых революц. песен и крупных хоровых сочинений, посв. героической сов. действительности. Им написаны «Красная Русь» (для хора и оркестра нар. инструментов), «В. И. Ленину» («У гроба» - для чтеца, хора и симф. оркестра). Источник нового массово-демократич. искусства К. видел в рус. муз. фольклоре и призывал «народное музыкальное творчество… положить в основу новой музыкальной литературы всех родов: хоровой, инструментальной, оперной и пр.». К. был выдающимся исследователем рус. нар. творчества, разработал ряд вопросов муз. фольклористики. Получил известность также обработками нар. песен и танцев, нередко объединявшихся им в тематические циклы («Картины русских народных празднований в обрядах и песнях», 1913, «Сельские работы в народных песнях», 1924). Соч.: оперы - Клара Милич (по И. С. Тургеневу, 1907, пост. 1916, Оперный театр Зимина, Москва), детская опера Серый волк и Иван-царевич (1908); кантаты - Стих о церковном русском пении (1911), Братское поминовение героев… (1915; 2-я ред. 1916), 1905 (1925, сл. А. И. Безыменского); для фп. - По Грузии (8 пьес на груз. нар. темы, 1901), цикл Из минувших веков (опыт музыкальных реставраций): 1-я тетр. - Китай, Индия, Египет, 2-я тетр. - Иудея, Эллада, На родине ислама, 3-я тетр. - Христиане, 4-я тетр. - Русь. Торжище в старину на Руси (1905); для хора и орк. - Интернационал (обработка, 1918), Гимн труду (1920, сл. И. Филипченко), В. И. Ленину (У гроба; сл. В. Т. Кириллова, 1924, с чтецом), Поезд (сл. П. В. Орешина, изд. М., Музсектор, 1927); для хора иорк. нар. инструментов - Сельские работы в народных песнях (4 тетр., 1920-22), Песня про Ленина (1924), Красная Русь (сл. Н. Тихомирова), Песня товарищей Разина (сл. В. В. Каменского); хоры a cappella - Песни о Родине (цикл хоров: No 1 - Поля неоглядные, сл. Н. В. Гоголя, No 2 - Тройка, сл. Н. В. Гоголя, No 3 - Под большим шатром, сл. И. С. Никитина, 1901-1903), Русь (сл. Н. А. Некрасова, 1923); для голоса с орк. - Сельскохозяйственная симфония (Деревенская, 1923); обр. рус. нар. песен; музыка к драм. спектаклям - «Стенька Разин» Каменского (1919), «Король Лир» Шекспира (1919), «Гапнеле» Гауптмана (1919). Лит. соч.: Моя музыкальная карьера, «Музыкальный современник», 1915, No 2; Особенности народно-русской музыкальной системы, М. - П., 1923, М., 1961; Основы народного многоголосия, под ред. В. М. Беляева, М., 1948, и др. |