КАСТРО (Castro) Xoce Мария (17 XI 1892, Авельянеда, Буэнос-Айрес - 2 VIII 1964, там же) - аргентинский композитор, дирижёр и виолончелист. Брат Хуана Хосе К. Учился в Буэнос-Айресе у X. Гарсиа и У. Феррари (виолончель), К. Гайто (композиция), затем в Париже у В. д'Энди (композиция). Вернувшись на родину, играл на виолончели в разл. камерных ансамблях и симф. оркестрах. С 1930 руководил камерным оркестром, с 1931 - филармонич. оркестром, в 1933-53 - гор. симф. оркестром Буэнос-Айреса. К. часто включал в конц. программы собств. сочинения, отличающиеся оригинальным претворением элементов аргент. муз. фольклора. Преподавал в консерватории Буэнос-Айреса, был одним из основателей «Группы обновления», в к-рую входили передовые аргентинский композиторы. Соч.: балеты - Джорджия (Georgia, 1939, Буэнос-Айрес) и Фаларка (Falarka, 1951, там же); для орк. - Кончерто гроссо (1933), увертюра к комич. опере (1935), Концерт (1945); концерт для фп. с орк. (1941); для фп. - Весенняя соната (1941), пьесы; для влч. и фп. - соната; песни. М. М. Яковлев. КАСТРО (Castro) Хуан Хосе (7 III 1895, Авельянеда, Буэнос-Айрес - 3 IX 1968, там же) - аргентинский композитор и дирижёр. Брат Хосе Мария К. Учился музыке в консерватории Буэнос-Айреса, затем совершенствовался в Париже у В. д'Энди (композиция, 1914-19) и Э. Рислера (фп., 1919-24). Вернувшись на родину, вошёл в состав «Группы обновления». В 1929 основал струн. квартет, в котором играл партию первой скрипки. В том же году организовал и возглавил камерный оркестр «Ренасимьенто». В 1930-43 дирижировал оперными и балетными спектаклями в театре «Колон» (Буэнос-Айрес). С 1933 директор театра «Колон», а также Ассоциации проф. оркестрантов, Симф. ассоциации. Ежегодно вёл циклы концертов в Буэнос-Айресе; впервые исполнял произв. ряда композиторов, в т. ч. И. Ф. Стравинского («Весна священная»), М. де Фалья («Любовь-волшебница») и др. Гастролировал как дирижёр в странах Америки и Европы, выступая с лучшими симф. оркестрами. В разные годы возглавлял симф. оркестры в Гаване (Куба), Монтевидео (Уругвай), Мельбурне (Австралия) и др. В ранний период творчества испытал влияние франц. импрессионизма (напр., программная симф. поэма «В саду мёртвых», 1924). Интересовался рус. музыкой, в частности выразит. приёмами А. Н. Скрябина. В дальнейшем стремился добиться органичного сочетания элементов аргент. фольклора (гл. обр. его ритмич. особенностей) с классич. муз. формами. Среди наиболее значит. произв.: Аргентинская симфония (1936), Симфония полей (Sinfonia de los campos), Концерт для фп. с оркестром (1941). Соч.: оперы - Чудесная башмачница (La zapatera prodiglosa, по Ф. Гарсиа Лорке, 1950), Прозерпина и чужестранец (Proserpina у el straniero, по роману О. дель Карло, 1952, Милан), Кровавая свадьба (Bodas de sangre, по Гарсиа Лорке, 1956); балеты - Мекхано (Mekhano, 1937), Оффенбахиана (на музыку Ж. Оффенбаха, 1940); налтата - Мартин Фьерро, для баритона, хора и орк. (1948); для орк. - симфония Челла (La Chellah, 1927), Библейская симфония (Sinfonia biblica, 1932, с хором), симф. поэмы - Матери (A una madre, 1925), Креольские кораллы (Corales criollos, 1954, 1-я пр. на фестивале латиноамер. музыки в Каракасе, 1954); 2 сюиты (1929); концерты с орк. - для фп. (1941), для скр. (1965); камерно-инстр. ансамбли - трио, квартет; для фп. - соната, прелюдии; для скр. и фп. - соната; для влч. и фп. - соната, сарабанда. M. М. Яковлев. |