КАТУАР Георгий Львович [15 (27) IV 1861, Москва - 21 V 1926, там же] - советский композитор и музыковед. Род. в семье обрусевших французов. В 1884 окончил математич. ф-т Моск. университета. Брал уроки композиции у О. Тирша и Ф. Рюфера в Берлине и у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова в Петербурге. Занимался также игрой на фп. с профессором Моск. консерватории К. Клиндвортом. Активную композиторскую деятельность начал после знакомства (в 1886) с П. И. Чайковским, одобрившим его первые фп. произв. и посоветовавшим работать над усовершенствованием композиторской техники. Наиболее значительны в наследий К. - камерные произв. Их муз. язык отличается утончённостью гармонии и ритмич. рисунка, страстной патетикой мелоса, превосходным использованием возможностей инструментов и голосов. Произв. К. свойственны поэмная напряжённость высказывания, сочетание черт позднеромантич. патетики с взволнованной лирикой и нац. рус. колоритом. На образный строй и муз. язык сочинений К. оказало влияние творчество Р. Вагнера и Чайковского; тщательность отделки деталей, тонкость, разработанность фактуры сближают его с композиторами петерб. школы, а также с К. Дебюсси. К. принадлежит «Теоретический курс гармонии» - первый в русский музыковедении труд, в котором ценным является функциональное понимание природы муз. явлений. Значит. вклад К. в функциональную теорию - изложенное им учение о диатонич. и хроматич. системах, положение об аккордах и интервалах, понятие ультрахроматики, «теория смещений». Эти положения - яркое проявление диалектич. метода в изучении законов организации муз. ткани. Функциональный подход к муз. явлениям характерен и для труда «Музыкальная форма» (завершён после смерти автора Д. Б. Кабалевским, Л. А. Мазелем и Л. А. Половинкиным). С 1917 К. - профессор Моск. консерватории (класс композиции). Среди его учеников - композиторы и музыковеды В. А. Власов, И. И. Дубовский, С. В. Евсеев, Д. Б. Кабалевский, Л. А. Мазель, Л. А. Половинкин, М. Л. Старокадомский, В. Г. Фере, В. П. Ширинский. Соч.: кантата - Русалка (1888); для орк. - симфония (1899, исп. 1905), симф. картина Мцыри (1899, исп. 1902); концерт с орк. - для фп. (1909, исп. 1912); камерно-инстр. ансамбли - трио (1900), квартеты (1909, 1916), квинтеты (1902, 1914); для скр. и фп. - 2 сонаты (1901, 1906 - Поэма); хoры на сл. К. Д. Бальмонта, А. А. Фета; для голоса с фп. - романсы на сл. А. Н. Апухтина, Ф. И. Тютчева, П. Верлена, 3. Верхарна и др. Лит. соч.: Теоретический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1924-1925; Музыкальная форма, ч. 1-2, М., 1934-36. |