КАВАЛЛИ (Cavalli: наст. фам. Калетти, Caletti; в ранние годы прозвище - Бруни, Bruni) Франческо (Пьер или Пьетро Франческо) (14 II 1602, Крема - 17 I 1676, Венеция) - итальянский композитор. Сын и ученик Дж. Б. Калетти, по прозванию Бруно (Il Bruno - Брюнет; ок. 1560-1622), соборного капельмейстера в Креме. Завершил муз. образование в Венеции, где жил с 1616. С 1617 служил в соборе Сан-Марко певчим (тенор), затем органистом (с 1640-2-м, с 1665-1-м) и капельмейстером (с 1668). Писал церк. музыку (выделяется реквием), но осн. внимание уделил опере. Продолжив линию римской школы и восприняв многое от К. Монтеверди, К. выработал собств. стиль и стал ведущим мастером венецианской оперной школы (см. Венецианская школа). Первое произв. К. для муз. театра «Свадьба Фетиды и Пелея» («Le nozze di Teti edi Peleo», 1639, театр «Сан-Кассиано», Венеция) определено как opera scenica (сценич. произв.). Выдающийся успех третьей оперы К. «Дидона» (1641, там же) создал ему славу, упроченную последующими произв. («Эгист», 1643, там же; «Дейдамия», 1644, театр «Новиссимо», Рим; «Орминдо», 1644, там же; «Дориклея», 1645, театр «Сан-Кассиано»;. «Ясон», 1649, там же; «Орион», 1653, театр «Реджо», Милан; «Гипермнестра», 1658, театр «Пергола», Флоренция, и др.). Наряду с мифологией в операх К. представлена история («Ксеркс», 1654, театр «Санти-Джованни э Паоло», Венеция; «Сципион Африканский», 1664, там же; «Муций Сцевола», 1665, там же; «Кориолан», театр «Дукале», Пьяченца, 1669, и др.). В 1660-62 жил в Париже, где были пост. его оперы «Ксеркс» (2-я ред., 1661) и «Влюблённый Геркулес» (1662). В 1967 на фестивале в Глайндборне (Великобритания) пост. опера К. «Орминдо». В поисках драм. правды К. применял разнообразные выразит. средства, повысил эмоцион. силу мелодич. пения, обогатил формы речитатива (с употреблением гармонич. модуляций, колоратуры), арии (от песенных эпизодов и вариац. построений, чередующихся с речитативами, до 2- и 3-частных композиций, особенно в партиях гл. персонажей) и дуэта (кульминации действия), широко использовал элементы венецианского фольклора, в частности баркаролы; в трагедийные сюжеты своих опер вводил комич. ситуации. Соч.: 42 оперы, из них сохранились в партитурах 27; реквием (написан незадолго до кончины, исполнялся на похоронах К.); Священная музыка (Musiche sacre, изд. 1656), месса и псалмы, сопровождаемые инстр., гимны, антифоны и сонаты для 2-6, 8, 10 и 12 голосов, вечерни (Vesperi) для 8 голосов (изд. 1675); кантаты для 1-2 голосов, и др. |