КАЗЕЛЛА (Casella) Альфредо (25 VII 1883, Турин - 5 III 1947, Рим) - итальянский композитор, пианист, дирижёр и муз. писатель. Род. в семье музыкантов (отец был виолончелистом, преподавателем Муз. лицея в Турине, мать - пианисткой). Учился в Турине у Ф. Буфалетти (фп.) и Дж. Краверо (гармония), с 1896 - в Парижской консерватории у Л. Дьемера (фп.), К. Леру (гармония) и Г. Форе (композиция). Муз. деятельность начал в качестве пианиста и дирижёра. Гастролировал во мн. европ. странах (в России - в 1907, 1909, в СССР - в 1926 и 1935). В 1906-09 участник (играл на клавесине) ансамбля старинных инструментов А. Казадезюса. В 1912 сотрудничал в качестве муз. критика в газ. «L'Homme libre». В 1915-22 преподавал в рим. музыкальном лицее «Санта-Чечилия» (класс фп.), с 1933 - в академии «Санта-Чечилия» (курс усовершенствования игры на фп.), а также в академии «Киджана» в Сиене (руководитель кафедры фп.). Продолжая конц. деятельность (пианист, дирижёр, в 30-е гг. участник Итальянского трио), К. пропагандировал совр. европ. музыку. В 1917 основал в Риме Нац. муз. общество, преобразованное затем в Итал. общество совр. музыки (1919), а с 1923 в Корпорацию новой музыки (секция Междунар. общества совр. музыки). В раннем периоде творчества испытал влияние Р. Штрауса и Г. Малера. В 20-е гг. перешёл на позиции неоклассицизма, соединяя в своих произв. совр. технику и старинные формы («Скарлаттиана» для фп. и 32 струнных, ор. 44, 1926). Автор опер, балетов, симфоний; своими многочисл. фп. транскрипциями К. способствовал возрождению интереса к старинной итал. музыке. Принимал активное участие в издании классич. репертуара пианистов (И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен). К. принадлежат музыковедческие работы, в т.ч. очерк об эволюции каданса, монографии об И. Ф. Стравинском, И. С. Бахе и др. Редактор мн. классич. фп. произв. С 1952 в Неаполе проводится Междунар. конкурс пианистов им. А. Казеллы (один раз в 2 года). Соч.: оперы - Женщина-змея (La donna serpente, по сказке К. Гоцци, 1928-31, пост. 1932, театр «Опера», Рим), Сказание об Орфее (La favola d'Orfeo, по А. Полициано, 1932, театр Гольдони, Венеция), Пустыня искушения (Il deserto tentato, мистерия, 1937, театр «Комунале», Флоренция); балеты - хореография, комедия Монастырь над водой (Le couvent sur l'eau, 1912-1913, пост. под назв. Венецианский монастырь, Il convento Veneziano, 1925, театр «Ла Скала», Милан), Чаша (La giara, по новелле Л. Пиранделло, 1924, «Т-р Елисейских полей», Париж), Комната рисунков (La camera dei disegni о Un balletto per fulvia, детский балет, 1940, театр «Арти», Рим), Роза сновидения (La rosa del sogno, 1943, театр «Опера» Рим); для орк. -3 симфонии (b-moll, op. 5, 1905-06; c-moll, op. 12, 1908-09; op. 63, 1939-1940), Героическая элегия (op. 29, 1916), Деревенский марш (Marcia rustica, op. 49, 1929), Интродукция, ария и токката (op. 55, 1933), Паганиниана (op. 65, 1942), концерт для струнных, фп., литавр и ударных (ор. 69, 1943) и др.; для инструментов (соло) с орк. - Партита (для фп., ор. 42, 1924-25), Римский концерт (для органа, медных духовых, литавр и струнных, ор. 43, 1926), Скарлаттиана (для фп. и 32 струнных, ор. 44, 1926), концерт для скр. (a-moll, op. 48, 1928), концерт для фп., скр. и влч. (ор. 56, 1933), Ноктюрн и тарантелла для влч. (ор. 54, 1934); инстр. ансамбли; фп. пьесы; романсы; транскрипции, в т.ч. оркестровка фп. фантазии «Исламей» Балакирева. Лит. соч.: L'evoluzione della musica a traverso la storia della cadenza perfetta, L., 1923; Политональность и атональность, Л. 1926 (рус. пер. статьи К.); Strawinski, Roma, 1929, Brescia, 1947; 21+26 [сб. статей], Roma, 1930; Il pianoforte, Roma - Mil., 1937, 1954; I segreti della giara, Firenze, 1941 (автобиография, англ. пер. - Music in my time. The memoirs, Norman, 1955); G. S. Bach, Torino, 1942; Beethoven intimo, Firenze, 1949; La tecnica dell'orchestra contemporanea (совм. с V. Mortari), Mil., 1950, Buc., 1965. |