КЁЛЬН (Кцln) - город в ФРГ, в земле Сев. Рейн-Вестфалия. Крупный индустриальный центр. 866,3 тыс. жит. (1970). К. - один из древнейших очагов муз. культуры Центр. Европы. На территории К. сохранились древние изображения музыкантов и муз. инструментов на надгробиях, вазах, посуде и т. п. (1-3 вв. н. э.). В средние века муз. центром города стал собор, построенный в 9 в., где существовала капелла (Домская капелла); для участия в службах приглашались также певцы из др. городов и иностранцы. К 15 в. капеллы имелись в разл. церквах и монастырях, в т. ч. при церкви Санкт-Мария им Капитоль, где была школа пения. Параллельно шло развитие светского музицирования. Первые гор. музыканты (вместе с башенными трубачами составляли цех) приглашались для участия в церковных и светских празднествах (с 1447 светские празднества проходили в зале для танцев «Гюрцених»). В университете К. (осн. в 1388) были введены лекции по музыкальным дисциплинам. Виднейшие музыканты 15-16 вв., работавшие в К.: Я. М. фон Гоуда, А. Ф. фон Боппард, Н. Воллик, Ж. Кохлеус, В. Богентанц, Г. Глареан, А. Луир, Г. Зибутус, А. фон Айх и др. На протяжении 17 и 1-й пол. 18 вв. церк. музыка получила большое развитие в К. Среди авторов духовных сочинений - Р. Эдингер, К. Уленберг, О. и Р. Лассо, К. Хагиус, П. фон Брахель. Мн. хоры К. достигли исключительно высокого уровня. В 1696 при гимназии «Трикоронатум» (находившейся под покровительством ордена иезуитов) было основано муз. отделение - «Семинариум музикум». В нач. 17 в. в К. даются первые муз. спектакли силами англ. и франц. бродячих трупп; делаются попытки создания оперного театра. В 1701 поставлена пьеса «Бертильфус» с муз. номерами П. П. Алера (на сюжет, позднее использованный Бетховеном в опере «Фиделио»). Во 2-й пол. 17 в., помимо опер итал., франц. и немецкий композиторов, ставятся и произв. кёльнских авторов - Грифгенса, К. Розье и др. Первая оперная труппа в К., основанная в 1767 И. Курцем (прозванным Бернардоном), ставила произв. В. А. Моцарта, К. В. Глюка, Й. Гайдна, К. Диттерсдорфа. В кон. 17 - нач. 18 вв. значит. вклад в развитие муз. культуры К. внёс приглашённый из Льежа комп. и дир. К. Розье (на протяжении неск. десятилетий руководил Домской капеллой и гор. музыкантами). Плодотворно работал в К. и его преемник - Т. Эльц. В 18 в. К. становится одним из первых нем. центров публичной конц. деятельности. В сер. 18 в. начинаются регулярные концерты Муз. общества, или академии (осн. 1743). Входят в практику выступления гастролёров-виртуозов, в числе которых был юный Л. Бетховен. На протяжении 16-18 вв. К. играет важную роль в области изготовления муз. инструментов и нотопечатания. В кон. 18 - нач. 19 вв. музыкальная жизнь К. почти полностью замерла из-за французской оккупации (с 1794), затем постепенно начала возрождаться. В 1812 было основано Муз. общество, в 1820 - хоровое общество «Зингферайн»; по инициативе Б. Й. Мойрера созданы Объединение Домских музыкантов и Любительские концерты, называвшиеся также «Фамилиенконцерте». В 1820-х гг. важную роль в активизации музыкальной жизни К. играл дир. К. Лейбль, стоявший во главе Муз. общества и «Зингферайна» и объединивший их в 1827 в единое Концертное общество. С 1833 концерты становятся регулярными и даются вначале в зале Казино, а с 1857 - в переоборудованном зале «Гюрцених» (отсюда назв. «Гюрцених-концерты»). В сер. 19 в. оркестр «Гюрцених» стал полностью профессиональным. Во 2-й пол. 19 в. на базе оркестра возникает ряд струн. квартетов, в разное время возглавлявшихся видными музыкантами - Ф. Хартманом, Р. Хекманом, Б. Эльдерингом. В 1810 основано Об-во камерной музыки, дававшее неск. десятков открытых концертов в год. Среди многочисл. хор. коллективов К. видное место занимает Мужское хоровое общество (осн. 1842 Ф. Вебером). В кон. 19 в. основан также хор при Концертном обществе. В 1822 открыт первый постоянный муз. театр под рук. З. Рингельхардта. К. становится одним из центров пропаганды нац. оперы; здесь ставятся произв. Л. Бетховена, К. М. Вебера, а во 2-й пол. 19 в. особенной популярностью пользуются оперы Р. Вагнера (к-рый в 1873 выступал как дирижёр в концертах в зале «Гюрцених»), В 1900-02 построено новое здание Оперного театра и спектакли стали даваться на 2 сценах. С 1905 проводятся ежегодные летние оперные фестивали с участием известных гастролёров. На протяжении 19 - нач. 20 вв. в К. работали мн. видные музыканты, оказавшие влияние на развитие культуры города, - дирижёр оркестра Муз. общества Я. Альменредер, дирижёр Оперного театра и оркестра К. Крейцер, рук. Концертного общества Г. Дорн - основатель первого в К. высшего муз.-учебного заведения - Рейнской муз. школы (1845, с 1850 - консерватория), композитор и дирижёр Ф. Хиллер, возглавлявший в 1850-85 муз. жизнь К., а также его преемник Э. Вюльнер. Среди композиторов К.-Э. Штрессер, К. Рамрат, Э. Хойзер, А. фон Отегравен, Ф. Бёльше. На рубеже 19-20 вв. оживлению муз. жизни К. во многом способствовали дирижёр Ф. Штейнбах, руководитель оркестра, проводивший циклы общедоступных Народных концертов; рук. оперы - Ю. Хофман, М. Мартерштейг и О. Лозе. После свержения монархии в Германии (1918) в К. возникает ряд организаций, ставивших своей целью пропаганду искусства в широких массах: Нар. опера и Нар. оркестр, руководимые П. Шмицем, затем Ф. Дауном, нар. хоры под упр. Ю. Гослара и Э. Мюллера, ряд любительских хоров, камерных ансамблей (квартеты Брюльского, Шульце-Писка, Кункеля, Ван Эссена и др.), Нар. курсы по муз. воспитанию, Нар. муз. б-ка. Продолжается традиция «Гюрцених-концертов» и Нар. концертов (с 1922 - симфонические). В 1921 создаётся Об-во новой музыки, в 1931 Г. Бёллем - Баховское общество. Важными событиями в области муз. образования были превращение консерватории в гос. Высшую муз. школу (1925) и создание Рейнской муз. школы (консерватории). Ведущей фигурой муз. жизни К. долгое время был дирижёр Г. Абендрот (в 1915-1934 - городской генерал-музик-директор и рук. консерватории - Рейнской муз. школы). В Оперном театре успешно работали дирижёры Г. Брехер, Э. Сенкар, О. Клемперер. После прихода к власти фашистов (1933) большинство муз.-просветительских учреждений К. было распущено, культурная жизнь находилась в состоянии застоя. В конце 2-й мировой войны 1939-45 почти все конц. и театр. здания К. были разрушены бомбардировками. Лишь в сер. 50-х гг. был восстановлен зал «Гюрцених» (1955), построен новый Оперный театр (1957), созданы Большой хор и симф. оркестр Западногерманского радио (1949), Студия электронной музыки (1953), «Капелла колониензис», специализирующаяся на исполнении старинной музыки; в 60-е гг. в Оперном театре создана балетная труппа. Регулярную конц. деятельность ведут «Гюрцених-оркестр», возглавляемый с 1945 дир. Г. Вандом, труппа Камерной оперы под упр. В. Бурбаха (дирижёр И. Кертец). Работают Высшая муз. школа и Рейнская муз. школа (консерватория; в летние месяцы они совместно проводят ежегодные Курсы новой музыки для исполнителей разл. специальностей), Ин-т музыкознания при университете (осн. в 1964), Ин-т И. Гайдна (осн. в 1955 Е. П. Ларсен). В К. находятся руководящие органы Ассоциации католических церковных хоров стран нем. яз., Немецкого певческого союза, секции Междунар. общества по музыкальному воспитанию ФРГ. Обширными собраниями музыкальных материалов располагают Ин-т музыкознания, Музей нар. искусства, Гор. б-ка и Историч. музей. Среди педагогов и композиторов К. Ф. Ярнах, Ф. Мартен, П. Баумгартнер, Э. Фёйерман, П. Грюммер, К. Штокхаузен, Б. А. Циммерман. |