КЕЛЛЕР (Кeller) Вильгельм (р. 8 VIII 1920, Вельс, Верхняя Австрия) - австрийский музыковед, педагог и композитор. Учился в Зальцбурге в Высшей муз. школе Моцартеума (композиции - у Ф. Фришеншлагера, дирижированию - у К. Крауса, по муз. теоретич. Предметам - у Э. Валентина, теории и практике муз. воспитания - У Э. Пройснера). Окончил Лейпцигскую консерваторию но классу композиции у И. Н. Давида, по дирижированию у Г. Абендрота. С 1945 доцент по классу композиции Высшей муз. школы Моцартеума. В 1950-60 доцент Сев.-Зап. муз. академии в Детмольде (ФРГ). С 1962 рук. Ин-та Орфа при Высшей муз. школе Моцартеума в Зальцбурге, с 1964 профессор. Сторонник и пропагандист системы муз. воспитания К. Орфа. Автор вок. циклов на стихи В. Борхерта (1953), К. Моргенштерна (1954), песен и хоров на стихи совр. поэтов. Написал муз. учебные пособия и др. Выступает как муз. критик. Лит. соч.: Handbuch der Tonsatzlehre, Regensburg, 1957-1959; Tonsatzanalytische Verfahren zur Darstellung von Stilkriterien Neuer Musik, в кн.: Stilkriterien der Neuen Musik, В., 1961; С. Orff, в кн.: Stilporträts der Neuen Musik, В., 1961, 4965; Das Orff-Schulwerk als musikalische Lebenshilfe, в кн.: Das Orff-Schulwerk im Dienste der Erziehung und Therapie behinderter Кinder, В., 1971. КЕЛЛЕР Иосиф Исаакович [р. 17 (30) XII 1903, Омск] - сов. оперный режиссёр и либреттист. Засл. деят. искусств РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1954. В 1929 окончил Ленингр. институт сценич. искусств. В 1929-38 режиссёр, в 1938-44 гл. реж. Свердловского театра оперы и балета, поставил здесь оперы: «Иван Сусанин», «Аида» и др. В 1944-46 гл. реж. Туркменского, в 4946-47 Куйбышевского театра оперы и балета. С 1947 гл. реж. Пермского театра оперы и балета. Среди его пост.: «Иван Болотников» Степанова (1950, Гос. пр. СССР, 1951), «Маскарад» Д. А. Толстого, «Овод» Спадавеккиа (оба в 1957), «Поднятая целина» Дзержинского (1964), «Бал-маскарад»; «Огненные годы» Спадавеккиа (оба в 1966), «Праздник фонарей» Спадавеккиа (1969) и др. Автор либретто опер «Гроза» Трамбицкого, «Надежда Дурова» Богатырёва, «Овод» и «Хождение по мукам» Спадавеккиа; балетов «Лада» и «Суламифь» (совм. с С. Ф. Корольковым) Асафьева. Соч.: Искусство оперы, Пермь, 1961. |