КЕМАНЧА, кяманча, - смычковый муз. инструмент с шарообразным резонатором, круглой расширяющейся кверху шейкой. Распространён в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также в странах Среднего и Ближнего Востока. Корпус инструмента (долблёный или склеенный из гнутых сегментов) делается из тутового или орехового дерева, реже из тыквы, кокосового ореха; с открытой стороны он затягивается мембраной (из рыбьей кожи или из пузыря животного). Через корпус проходит металлич. стержень, верхний конец которого упирается в шейку, а нижний заканчивается ножкой для опоры во время игры (раньше о пол, ныне - о колено исполнителя). 4 стальные струны К. (до кон. 19 в. были 3 кишечные) опираются на небольшую дугообразную подставку. Общая длина инструмента 640-660 мм, длина шейки 420-440 мм. Играют на К. при помощи смычка, который состоит из слегка изогнутого или прямого древка и свободно прикреплённой к нему пряди конских волос. Натяжение волоса во время игры производится пальцами музыканта, вставленными между древком и волосом смычка. Держат смычок за конец большим и указат. пальцами, водя его в одной плоскости, а инструмент поворачивают. Строй совр. К. - квартово-квинтовый (3-струнной - квартовый). Звук мягкий, слегка приглушённый; в верхнем регистре несколько напоминает скрипку, в нижнем - альт. Штриховая техника - деташе, спиккато, стаккато, пиццикато, тремоло, трели и др. На К. исполняются инструментальные пьесы, народные песни, а также мугамы. К. - инструмент нар. музыкантов-профессионалов. Используется для сольной игры, для аккомпанемента пению и в ансамблях - совм. с таром, дефом и гоша-нагора в Армении и Азербайджане; сазом, сантури и дайрой либо таром, дайрой и диплипито в Грузии. В сов. время К. стала сольным концертно-эстрадным инструментом, вошла в состав нар. оркестров. Композиторы пишут для К. виртуозные пьесы. Игре на К. обучаются в кружках муз. самодеятельности и в муз. учебных заведениях. |