КЕРУБИНИ (Cherubini) Луиджи Мария Карло Зенобио Сальваторе (14 IX 1760, Флоренция -13 III 1842, Париж) - композитор. По национальности итальянец. Чл. Ин-та Франции (1815). С детства обучался музыке у своего отца Бартоломео К. (аккомпаниатора театра «Пергола», Флоренция), затем у Б. и А. Фе-личи, Дж. Каструччи, П. Биццари. Завершил муз. образование в Болонье, где под рук. Дж. Сарти в совершенстве овладел искусством полифонии. В юности писал в основном церк. музыку (в т. ч. Месса, 1773). В 1779 в Александрии была поставлена первая опера-сериа К. - «Квинт Фабий». В 1782-88 пишет оперы-сериа и буффа для театров Ливорно, Флоренции, Рима, Венеции, Мантуи, Турина. В 1784-86 работал в Лондоне, получил звание придв. композитора. С 1788 жил в Париже, где в том же году поставил оперу «Демофонт». Франция стала для К. второй родиной. В годы Великой франц. революции композитор выступил как художник-новатор. Он написал музыку, предназначавшуюся для массовых празднеств, траурных церемоний, в т. ч. «Гимн Пантеону» (ко дню перенесения в Пантеон останков Марата), «Гимн братству», «Песни Десятого августа», а также марши для оркестра Нац. гвардии. К. вёл интенсивную муз.-пед. и просветит. работу. Он преподавал в школе Нац. гвардии, с 1795 (со дня основания) был одним из инспекторов и преподавателей Парижской консерватории (с 1816 профессор), в 1822-41 - её директором. Под его рук. консерватория стала одним из лучших муз. уч. заведений Европы. К. принадлежит ряд муз. трактатов, уч. пособий, в т. ч. «Курс контрапункта и фуги» (1835). После установления диктатуры Наполеона Бонапарта (ноябрь 1799) и в последующие годы в жизни К. наступил трудный период. Из произв. последних лет (более 100) лишь немногие (преим. духовных жанров) отмечены самобытностью и достигают уровня сочинений революционных лет. К. - один из крупнейших оперных композиторов периода Великой франц. революции. Он синтезировал в своём творчестве лучшие нац. традиции итал. оперы (оперы-сериа и буффа) и принципы глюковской драматургии. Уже в «Демофонте» К. стремился к передаче контрастной динамики драм. действия, уравновешивая вок. и орк. партии как одинаково важные средства муз.-сценич. выразительности. Его творчество как бы завершило эпоху классич. оперного искусства 18 в. и в то же время проложило путь романтич. опере 19 в. К. явился одним из создателей нового муз.-сценич. жанра - «оперы спасения»: «Лодоиска» (1791), «Элиза» (1794), «Два дня» (1800, в России получила известность под назв. «Водовоз»). Одним из ярких произведений К. является трагич. опера «Медея» (1797), во многом предвосхищающая романтич. оперу 19 в. Для оперного стиля К. характерны мужественная простота и клас-сич. ясность, «говорящие» инстр. речитативы, мелодии, свобода и выразительность, использование нар. песенных мотивов. Лучшие черты творчества К. проявились в увертюрах и интродукциях-антрактах опер, которые сыграли большую роль в эволюции инстр. музыки 18 в. Среди произв. др. жанров выделяется церковная музыка, отличающаяся безупречным полифоническим мастерством. Музыку К. высоко ценили Л. Бетховен и М. И. Глинка. Соч.: оперы - Квинт Фабий (1779, Александрия), Покинутая Армида (Armida abbandonata, 1782, театр «Пергола», Флоренция), Адриан в Сирии (1782, Ливорно), Мессенцио, царь Этрурии (1782, театр «Пергола», Флоренция), Квинт Фабий Максим (1783, театр «Арджентина», Рим), Жених трёх и муж ни одной (Lo sposo di tre, marito di nessuna, 1783, театр «Сан-Самуэле», Венеция), Идалидо (1784, театр «Пергола», Флоренция), Александр в Индии (1784, Мантуя), Деметрио (1784, Лондон), Притворная принцесса (La finta principessa, 1785, там же). Маркиз Тюльпан (1788, там же), Джулио Сабино (1786, там же), Ифигения в Авлиде (1788, театр «Реджо», Турин), Демофонт (1788, театр «Корол. академия музыки и танца», Париж), Маргарита Анжуйская (1790, театр Тюильри), Лодоиска (1791, театр «Фейдо», Париж), Королевский конгресс (Le Congres des rois, совм. с А. Бертоном, 1794, театр «Фавар», Париж), Элиза (Elisa ou Le Voyage au Mont-Bernard, 1794, театр «Фейдо», Париж), Кукурджи (соч. в 1794-95, позднее музыка использована в опере Али-Баба), Медея (1797, театр «Фейдо», Париж), Португальский отель (L'Hotellerie portugaise, 1798, там же), Наказание (La Punition, 1799, там же), Эмма, или Пленница (Emma, ou La Prisonniere, совм. с А. Буальдьё, 1799, театр «Монтансье», Париж), Два дня (1800, театр «Фейдо», Париж; в России - под назв. «Водовоз»), Анакреон, или Мимолётная любовь (Anacreon ou L'Amour fugitif, 1803, театр «Корол. академия музыки и танца», Париж), Фаниска (1806, Придв. опера, Вена), Пигмалион (1809, театр Тюильри), Крещендо (1810, театр «Опера комик», Париж), Абенсераги (Les Abenceragues ou L'Etendard de Grenade, 1813, театр «Корол. академия музыки и танца», Париж), Али-Баба, или Сорок разбойников (1833, там же) и др.; кантаты, в т. ч. Амфион (1786), Цирцея (Circe, 1789), Клитемнестра (1794), кантата для Национальной гвардии (1814), Женитьба Соломона (Le Mariage de Solomon, 1816) и др.; церк. музыка - 11 месс, 2 реквиема, Credo (для 8 голосов и орк.), 4 литании, Магнификат, Miserere е Те Deum (с орк.), 2 Жалобы Иеремии (2 Lamentazioni di Geremia, с орк.), Ave Maria (с орк.), мотеты, антифоны и др.; для орк. - увертюра и симфония (1815), Похоронный марш (Marcia funebre, 1820); камерные инстр. ансамбли - 6 квартетов (1814, 1829, 1834, 1835, 1835, 1837), квинтет (1837); для фп. - Фантазия (1810), 6 сонат; для голоса -8 гимнов и революционных песен, 77 романсов, ноктюрны, канцоны, песни, оды, каноны (2-, 3-, 4-гол.) и др. |