КЛАССИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ (от лат. classicus - образцовый) - муз. произведения, отвечающие самым высоким художеств. требованиям, сочетающие глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы. В этом смысле понятие «К. м.» не ограничено к.-л. историч. рамками - к ней могут быть отнесены как произв., созданные в далёком прошлом, так и совр. сочинения. Однако следует принимать во внимание и «проверку временем»: историч. опыт показывает, что при оценке муз. произв. современники нередко допускали ошибки. Сочинения, не обладавшие высокими художеств. достоинствами, приобретали популярность, т. к. отвечали тем или иным запросам своей эпохи. И, наоборот, мн. произведения, не получившие признания при жизни их авторов, с течением времени были оценены как классические и вошли в «золотой фонд» мирового муз. искусства. Понятие «К. м.» не ограничено и к.-л. нац. рамками. Произведения, причисляемые к К. м., получают признание не в одной стране, а во мн. странах. Понятие «К. м.» по праву применяется ко всему творчеству каждого из величайших композиторов всех времён и народов, осн. часть сочинений которого отвечает перечисленным выше требованиям. В одном случае понятие «К. м.» трактуется и как исторически-конкретное - применительно к творчеству Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена; их творчество получило наименование венской музыкальной классики, венской классической школы. Понимаемый в этом смысле термин «К. м.» обозначает и определённый исторически-конкретный стиль музыки, определённое художеств, течение (подобно родственному по словарному составу термину классицизм, который, однако, более широк и многоохватен по значению). Во всех прочих случаях термин «К. м.» не означает к.-л. определённого стиля, направления. Так, к К. м. относят и сочинения И. С. Баха и Г. Ф. Генделя («старые классики»), и творения композиторов-романтиков Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и др. |