КЛЕМЕНТИ (С1еmenti) Муцио [23 (или 24) I 1752, Рим - 10 III 1832, Ившем, Вустершир, Англия] - пианист, композитор и педагог. По национальности итальянец. Первоначальное музыкальное образование получил в Риме под рук. органиста А. Бурони; с 1759 занимался у органиста Кордичелли (теория музыки), Дж. Сартарелли (пение), Г. Карпани (контрапункт). С 1761 служил органистом в одной из церквей Рима. С 1766 жил в Англии (вначале в доме пригласившего его любителя музыки П. Бекфорда в аббатстве Фонтхилл, с 1773 в Лондоне). В 1773 вышли из печати первые фп. сонаты К. (ор. 2). В 1777-80 работал капельмейстером лондонской Итальянской оперы. Гастролировал в Европе (в 1781 в Вене состязался с В. А. Моцартом). В 1786 К. прекратил публичные концертные выступления, занялся педагогической, композиторской, а также коммерческой деятельностью. Был основателем и совладельцем муз.-издательских предприятий и фабрик муз. инструментов. В нач. 19 в. подолгу работал в др. странах (в т. ч. в России в 1802, 1804-05). В 1810 вновь обосновался в Англии, изредка выезжал за пределы страны, дирижируя собств. симф. произведениями. К. - один из основателей и дирижёров (1813-16) Филармонич. общества в Лондоне. Наиболее значителен и многогранен вклад К. в развитие фп. искусства. Он одним из первых раскрыл новые звуковые возможности фп. и преимущества его перед клавесином (К. был прозван современниками «отцом фортепьянной музыки»). Основатель и глава т.н. лондонской школы пианизма, К. был блестящим виртуозом. С юных лет поражал беглостью, свободой и изяществом игры, чёткостью пальцевой техники (особенно ослепительностью пассажей). Воспитал плеяду учеников, во многом определивших развитие фп. исполнительства в 19 в.; среди них - Л. Бергер, Ф. Калькбреннер, И. Б. Крамер, И. Мошелес, Дж. Филд. К.-композитор, опираясь на достижения итал. школы (Д. Скарлатти, П. Парадизи) и Ф. Э. Баха, способствовал утверждению классич. формы фп. сонаты. Большинство его сонат состоят из 3 частей (с развёрнутым финалом, преим. в форме рондо). Они отмечены богатством мелодико-тематич. материала, разнообразием фп. фактуры, интересными тембровыми и динамич. находками, исполнение их требует от пианиста высокого уровня технич. мастерства. Фп. творчество К. оказало влияние на современников (Й. Гайдна, Л. Бетховена). К. принадлежат также многочисл. фп. пьесы др. жанров - вальсы, сонатины и этюды (особенно известны сонатины ор. 36 и 38, сб. этюдов «Путь к Парнасу»), сохранившиеся в педагогич. репертуаре. Свой исполнительский и педагогич. опыт К. обобщил в труде «Методика игры на фортепьяно» (1801), явившемся одним из передовых методич. пособий своего времени. К. усовершенствовал фп. механику. Как издатель выпустил в свет соч. современников, в т. ч. впервые в Англии - ряд произв. Бетховена, а также собств. обработки соч. композиторов 18 в. В 1823 К. участвовал в составлении и издании первой большой музыкальной энциклопедии. Соч.: оратория; для орк. - ок. 15 симфоний (сохранилось 4), увертюры; концерт для фп. с орк.; для фп. - сонаты (58), сонатины, вариации, пьесы, сб. педагогич. этюдов Gradus ad Parnassum (v. 1-3, L., 1817, 1819, 1826); сонаты для фп. в сопр. скр., влч. или флейты (46) OEuvres completes pour le piano, 13 cahiers, [Lpz., 1803]. Лит. соч.: Methode pour le Piano-Porte…, P., 1801, перепеч.: Introduction а l'art de toucher le piano…, P., 1802; рус. пер. - Клементьев легчайший способ выучиться играть на форте-пияно, [М., ок. 1818]; The encyclopedia of music, 1823-24 (совм. с Н. Bishop, W. Horsleg, S. Wesley). |