КЛЕМПЕРЕР (Кlemperer) Отто (14 V 1885, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша - 7 VII 1973, Цюрих) - немецкий дирижёр, композитор. Первоначальное муз. образование получил под рук. матери. С 1901 обучался игре на фп. и теории в консерватории во Франкфурте-на-Майне. Завершил образование в Берлине, где брал уроки у Дж. Кваста, Ф. Шарвенки и X. Пфицнера. Дебютировал как дирижёр в 1906 в драм. театре М. Рейнхардта («Орфей в аду» Оффенбаха). По рекомендации Г. Малера стал дирижёром нем. театра в Праге (1907-10). В 1910-13 занимал пост дирижёра Гамбургской оперы. В дальнейшем дирижировал в оперных театрах Бармена (1913-14), Страсбурга (1914-16), Кёльна (1917-24), Висбадена (1924-27). С 20-х гг. К. гастролировал в разл. странах; неоднократно выступал в СССР (впервые в 1924). В сезоне 1925/26 дирижировал Нью-Йоркским филармоническим оркестром; с 1927 - в берлинском «Кролль-театре», где наряду с классикой ставил произведения P. Хиндемита («Кардильяк», «Новости дня»), И. Ф. Стравинского («Царь Эдип», «Мавра»), А. Шёнберга («Счастливая рука») и др. В 1931-33 работал в Гос. опере, в 1929-33 руководил филармоническим хором в Берлине. После захвата власти фашистами (1933) К. покинул Германию и до 1939 возглавлял симф. оркестр Лос-Анджелеса (США), одновременно гастролируя в разных странах. В 1937 реорганизовал симф. оркестр в Питсбурге. В 1947-50 возглавлял Будапештский оперный театр, где осуществил первоклассные пост. опер В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Вагнера. К этому же периоду относится кратковременное сотрудничество К. с В. Фельзенштейном в «Комише опер» (Берлин, ГДР), где К. совместно с ним поставил оперу «Кармен». С 1954 К. жил в Швейцарии, регулярно выступая в летние периоды на крупнейших европ. фестивалях. В последующие годы жил также в Лондоне, сотрудничал с Лондонским филармонич. оркестром. Здесь он исполнил все симфонии Бетховена (1957), записал на пластинки мн. соч. оперной и симф. литературы (в т. ч. девять симфоний Бетховена). В 1961-62 осуществил (как дирижёр и режиссёр) пост. опер «Фиделио» и «Волшебная флейта» в театре «Ковент-Гарден». Позже возглавил оркестр «Нью-филармониа». К. - один из выдающихся мастеров дирижёрского искусства 20 в. Его интерпретации отличались масштабностью и логикой художеств. концепций, глубиной проникновения в авторский замысел, гуманистич. пафосом, волевой устремлённостью. В обширном репертуаре дирижёра - произв. всех эпох и стилей. К числу высших достижений артиста принадлежит истолкование музыки В. А. Моцарта, Л. Бетховена, А. Брукнера, Г. Малера, Р. Штрауса, а также творчества совр. композиторов. К. - автор оперы «Цель», мессы до мажор, псалма 42 для баса, органа и оркестра, симфонии в двух частях (1960), фп. пьес, струн, квартета, колоратурной арии (предназначенной для вставного номера в «Севильском цирюльнике»), романсов (частично на собств. тексты). Лит. соч.: Meine Erinnerungen an Gustav Mahler und andere autobiographische Skizzen, Freiburg, I960; в рус. пер. - Мои воспоминания…, в кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 3, М., 1967, с. 193-225: Minor recollections, L., 1964. |