КНЯЖНИН Александр Яковлевич [1771 - 31 III (12 IV) 1829, Петербург] - рус. драматург. Сын драматурга Я. В. Княжнина. Генерал-лейтенант. Был вице-директором инспекторского департамента, членом Военного совета. Ему принадлежат: трагедии с хорами и балетами «Андромеда и Персей» (1802), «Цирцея и Улисс» (1803), комедия с балетом «Жених трёх невест» (1807) и др. Широко ставились на сцене (в Петербурге, Москве, в крепостных театрах провинции) комич. оперы на тексты К. - «Ям» (1805), «Посиделки, следствие Яма» (1808), «Девишник, или Филаткина свадьба, следствие Яма и Посиделок» (1809). Музыку для них, так же как и для трагедий К., написал композитор А. Н. Титов. Комич. оперы К. и Титова лубочны; в них идиллически изображены сельская жизнь, отношения помещиков и крестьян, рекрутчина. Горячим поклонником трилогии был Александр I; по его желанию «Ям» и «Посиделки» исполнялись в Эрмитаже. Эти оперы вызвали множество подражаний («Филатка на игрище», «Филатка с Федорой на качелях под Новинском» и др.). КНЯЖНИН Яков Борисович [23 X (3 XI) 1742, Псков - 14(25) I 1791, Петербург] - рус. драматург. Учился в гимназии при Петерб. АН и в частном пансионе. Сотрудничал в журналах, выступал как переводчик. Драматургия К., одного из крупнейших представителей рус. просветительского классицизма 18 в., отличалась гуманистич. свободолюбивой направленностью. Автор трагедий (в т. ч. «Рослав», «Вадим Новгородский»), проникнутых отрицанием деспотич. власти, К. в либретто своих комических опер и комедиях сближается с сатирич. направлением в рус. литературе. Одно из наиболее прогрессивных произв. К. - либретто комич. оперы «Несчастье от кареты» (1779, муз. В. А. Пашкевича). Отказавшись от бытовых подробностей, создав идеализированные, патетич. образы страдающих влюблённых, К. в то же время обрисовал в этой опере сатирич. фигуру галломана-помещика, готового ради модной кареты отдать в рекруты своего крестьянина, показал язвительного шута, издевающегося над глупостью господ. Большой популярностью пользовалась комич. опера К. и комп. А. Булландта «Сбитенщик» (1783 или 1784), в центре которой - остроумный, деятельный человек из народа. К. принадлежат также тексты комич. оперы «Скупой» (ок. 1782, муз. Пашкевича), «трагедии с хорами и балетом» «Титово милосердие» (1786), «трагедии с хорами» «Владисан» (1786, муз. А. Булландта, позже О. А. Козловского). Автор первой рус. мелодрамы «Орфей» (1781), получившей широкую известность в 90-х гг. 18 в., когда музыку к ней написал Е. И. Фомин. |