КНЕПЛЕР (Кnepler) Георг (p. 21 XII 1906, Вена) - немецкий музыковед (ГДР). Действит. чл. Нем. АН в Берлине (1964). В юности брал уроки игры на фп. у Э. Штойермана и дирижирования у X. Галя в Вене. В 1931 окончил музыковедч. ф-т Венского университета (занимался у Г. Адлера, В. Фишера, Э. Белеса, Р. фон Фиккера, Р. Лаха). Работал нек-рое время хормейстером и дирижёром в Мангейме, Висбадене, Вене; выступал как пианист-аккомпаниатор с известными певцами. С 1929 включается в рабочее движение. В 1931-33 жил в Берлине, дирижировал рабочими хорами. В 1934 был арестован в Вене как коммунист и вскоре эмигрировал в Англию, где также руководил рабочими хорами и оперной труппой при Би-Би-Си. К. был одним из основателей Рабочей муз. ассоциации Англии. С 1939 генеральный секретарь организации австрийских эмигрантов. В 1946-49 в Вене референт Компартии Австрии по культуре. В 1949 переехал в Берлин, где в 1950-59 был ректором и профессором Высшей школы музыки. С 1959 директор и профессор Ин-та музыковедения при Университете им. Гумбольдта. Один из основателей и членов руководства Союза композиторов и музыковедов ГДР (с 1951). Нац. пр. ГДР (1962). К. одним из первых применил марксистскую методологию в нем. музыковедении; осн. его работы посв. истории музыки, творчеству отдельных композиторов и проблемам совр. муз. жизни. Автор трудов: «Обзор истории музыки» (совм. с Э. Г. Мейером и X. Гольдшмидтом), многотомной «Истории музыки от Французской революции до наших дней» (вышли из печати первые два тома), а также статей в журн.: «Musik und Gesellschaft», «Beitrage zur Musikwissenschaft» (c 1960 его гл. редактор), ряда научных рефератов и докладов по различным вопросам музыковедения. Соч.: Моцарт и современность, «СМ», 1956, No 1, 2; Musikgeschichte im Ьberblick, В., 1956 (соавт. H. Goldschmidt und E. Meyer); [Geschichte der Musik von der Französischen Revolution bis Heute.] Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts, Bd I-II, В., 1961 (Bd I - Frankreich, England; Bd II - Цsterreich, Deutschland); Entwicklungstendenzen der Sowjetischen Musikkultur, «Musik und Gesellschaft», XVIII, 1968; Das Beethoven-Bild im Wandel der Geschichte, там же, XXI, 1971; Improvisation, Кomposition. Ьberlegungen zu einem ungeklärten Problem der Musikgeschichte, «Studia musicologica», XI, 1969. М. М. Яковлев. |