КОЧЕТОВ Вадим Николаевич [10 (22) XI 1898, Москва - 31 VII 1951, там же] - советский композитор. Сын Н. Р. Кочетова. В 1926 окончил Муз. школу им. А. А. Ярошевского по классу фп. у H. H. Кувшинникова, в 1931 - Моск. обл. муз. техникум по классу композиции у С. Н. Василенко. В своём творчестве тяготел к сюжетности, использовал фольклор народов СССР, Испании, Франции, Югославии и др. стран. Живо откликался на события современности (гражд. война в Испании, нац.-освободит. борьба в Китае, Великая Отечеств. война 1941-45). Песня К. «No pasaran» (из вок. цикла «Испания в борьбе») стала гимном 11-й Интернациональной бригады. Много внимания уделял музыке для детей (песни, оперы, радиопередачи, театр. музыка). Соч.: детские оперы - Культпоходный тир (муз. парад-скетч, 1929, Моск. театр для детей), Мойдодыр (муз. рассказ по К. И. Чуковскому, 1935, радио); для орк. - 2 сюиты из балета Тиль Уленшпигель (по Ш. Де Костеру, 1934, 1937), Батарея (симф. поэма с хором, сл. В. А. Луговского, 1930), По щучьему велению [1941, из музыки к фильму (1938)], Рапсодия на югосл. нар. темы (1945; 2 ред. 1947), Родная земля (симф. поэма, 1947) и др.; для влч. с орк. - Испанская концертная сюита (1942); для дух. орк. - Русская пляска (1941), увертюра (1943), 2 марша, обр. собств. песен; камерные ансамбли - струн. квартет (1943), Sinfonia piccola (для квартета деревянных дух. инструментов, 1933), фп. трио (1933), концертино для 2 скр. и флейты (1928); соч. для фп., для влч. и фп.; музыка к спектаклям драм. и кукольных театров, фильмам, радиокомпозициям, в т.ч. к радиокомпозиции «Кола Брюньон» (по Р. Роллану, 1934); хоры и песни, в т.ч. циклы Испания в борьбе (1936-38), Песни Освободительного похода (1940), Юные республиканцы (сл. А. Л. Барто, 1937), Песни ненависти (сл. А. А. Суркова, 1942), 7 песен к оратории-монтажу Гвардейцы-мозырьцы (сл. Л. И. Ошанина), хоры без сопровождения на тексты рус. песен, записанные А. С. Пушкиным (1949); обр. рус. и испан. нар. песен. КОЧЕТОВ Николай Разумникович [26 VI (8 VII) 1864, Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов - 3 I 1925, Москва] - советский композитор, дирижёр, педагог, живописец, муз. и художеств. критик. Сын. По окончании юридич. ф-та Моск. университета (1889) служил по судебному ведомству. С 1893 посвятил себя музыке. Муз. самообразование дополнил уроками у Г. А. Лароша (контрапункт), советами M. К. Эрдмансдёрфера (инструментовка). Преподавал теорию музыки, сольфеджио, историю музыки и сольное пение в частных школах, Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. общества, Нар. консерватории; в 1906-20 - историю музыки, историю искусств, эстетику, нар. музыку в Синодальном уч-ще (с 1918 - Нар. хоровая академия), читал лекции в Моск. университете и Нар. университете им. Шанявского. После 1917 работал в Муз. отделе Наркомпроса, был науч. сотрудником ГИМНа, вёл занятия в Муз. школе им. А. А. Ярошевского. С 1886 сотрудничал в моск. периодич. изданиях как муз. рецензент. В 1895 дебютировал в качестве дирижёра исполнением своей музыки к трагедии А. В. Амфитеатрова «Полоцкое разорение»; в 1903-05 дирижёр Т-ра Солодовникова в Москве, где состоялась премьера его оперы «Страшная месть». Соч.: опера - Страшная месть (по Н. В. Гоголю, пост. 1903, Т-р Солодовникова, Москва); для орк. - 2 симфонии (1894, 1911), Арабская сюита (1888), 2-я сюита (из музыки к трагедии «Полоцкое разорение» Амфитеатрова, 1894) и др.; для фп. с орк. - концерт (1922); для струн., орк. - вальс-серенада; пьесы для фп., для скр. с фп.; хоры - Гимн-марш 1 Мая (1919), Серп и молот (1922); циклы романсов и др. Лит. соч.: Очерк истории музыки, М., 1909, 1929; Вокальная техника и ее значение, М., 1930. |