КОДАЙ (Кodaly) Зольтан (16 XII 1882, Кечкемет - 6 III 1967, Будапешт) - венгерский композитор, музыковед-фольклорист, педагог и муз.-обществ. деятель. Чл. Венг. АН (с 1943; в 1946-49 президент). Получив начальное муз. образование под рук. матери, участвовал в домашних концертах (в семье были традиции музицирования), в школьном оркестре, пел в церк. хоре. С 14 лет писал музыку (хор. церк. сочинения, струн. трио, в 1898 - увертюра). Учился игре на фп., скрипке, виолончели в Надьсомбате (ныне Трнава, Словакия), в 1900-1905 - в Академии музыки им. Ф. Листа в Будапеште у Я. Кёслера (композиция) и на философском ф-те Будапештского университета, в 1906 защитил диссертацию о структуре стихотворных строф в венг. нар. песнях. В студенч. годы написал Адажио для скрипки и фп. (1905), «Летний вечер» («Nyari este», для орк., 1906, 2-я ред. по совету А. Тосканини - 1929). Одновременно занимался собиранием и изучением венг. муз. фольклора. Первая публикация результатов фольклорной экспедиции - сб. «Матюшфельди» («Matyusföldi gyüjtes», журн. «Ethnographia», 1905). В 1906 началось науч.-фольклористич. и творч. сотрудничество К. с Б. Бартоком (в изданном в это время совм. с ним сб. 20 венг. нар. песен в сопр. фп. NoNo 11-20 принадлежат К.). Творч. задачей К. было претворение нац. нар. традиций в проф. музыке; К. понимал, что для её осуществления необходимо также тщательное изучение и новой зап. музыки. В 1906-07 он предпринимает поездку в Берлин, затем в Париж, где знакомится с творчеством К. Дебюсси. В произв. К. кон. 1900-х гг. ощущается влияние франц. импрессионистов («Размышления на мотив Клода Дебюсси» - «Meditation sur un motif de Claude Debussy», для фп., 1907). По возвращении на родину К. начинает свою многостороннюю муз. деятельность: с 1907 преподаёт теорию, затем композицию в Академии музыки (Будапешт), продолжает собирание и изучение венг. крестьянского песенного фольклора, записывая мелодии с помощью фонографа (экспедиции в сёла Верхней Венгрии - 1907-09, Трансильвании - 1910-12, Буковины - 1914; в 1921-25 - в разл. сельские р-ны страны). В 1907 в сёлах Сев.-зап. Венгрии К. обнаружил сохранившиеся древние нар. песни, осн. на пентатонич. звукоряде («минорная пентатоника»), о чём написал в статье в 1917. До конца жизни К. уделял огромное внимание пентатонич. основе венг. нар. музыки, исследовал её родство с муз. фольклором марийцев, удмуртов, чувашей. Используя записанные мелодии, К. творчески претворяет фольклорный материал, сочетая его с совр. средствами выразительности; он создаёт муз. произв., вызвавшие оживлённую полемику необычностью своего муз. языка. Среди них сб. «Пение» («Йnekszу», 16 песен на нар. тексты, 1907-09, изданы в 1921), 1-й струн. квартет (1908), соната для виолончели и фп. (1910), дуэт для скрипки и виолончели (1914), вок. циклы (1912-16) - «Запоздавшие мелодии» («Megkesett melodiak», на сл. венг. поэтов) и «Две песни» («Кйt йnek»), соната для виолончели соло, 2-й струн. квартет, 7 фп. пьес, в т. ч. обр. нар. мелодий «Секейский плач». На события 1-й мировой войны 1914-18 К. откликнулся, создав мрачные по характеру «Lento» и «Эпитафию». В 1917-19 сотрудничал в газетах «Nyugat» и «Pesti Naplу» в качестве музыкального критика. В 1918 К. (совм. с Э. Дохнаньи и Бартоком) вошёл в состав «муз. директории», возглавлявшейся Б. Рейницем. В период существования Венг. сов. республики (21 III - 1 VIII 1919) вёл широкую муз.-обществ. деятельность, в 1919 (в течение 7 мес.) - вице-директор Высшей школы муз. искусства им. Ф. Листа (так с февраля 1919 наз. Академия музыки). В это время он написал светлую и ясную по муз. языку Серенаду для 2 скрипок и альта. После падения Венг. сов. республики был подвергнут репрессиям, лишён своего поста и отстранён от пед. работы (принудит. отпуск до сентября 1921; вновь преподавал композицию в Высшей школе муз. искусства до 1940). Мировую известность К. как композитору принёс «Венгерский псалом» («Psalmus Hungaricus», венг. вариант 55-го псалма, для тенора, хора и оркестра), воспринятый как выдающееся явление новой венг. музыки (1-е исп. на Междунар. фестивале в Цюрихе в 1926). В «Венгерском псалме» (написан к 50-летию объединения городов Пешт, Буда и Обуда) К. выразил горе, протест и надежду народа, страдающего от хортистской диктатуры. В эти годы К. совм. с Б. Бартоком продолжал интенсивную муз.-исследоват. деятельность фольклориста-этнографа; ими издан сб. «150 трансильванских песен» («150 erdelyi nepdal», 1923), 42 мелодии в сб. «Сокровищница песен Надьсалонта» («Nagyszalonta nepdalkincse», 1924). С К., творчество которого получило широкое признание, был заключён договор венским «Универсальным издательством» («Universal йdition») на издание всех его произв. В сер. 1920-х гг. К. перешёл к созданию многочисл. хоров a cappella, гл. обр. для детей. В 1926 К. создал героико-комич. оперу «Хари Янош», в которой использовал венг. старинную нар. музыку. Гл. персонаж оперы, легендарный герой Хари, воплощает, по словам К., «фантазию венг. сказочников, олицетворяя вечный венг. оптимизм»; в этом образе крестьянина-солдата сочетаются реализм и наивность, комич. начало и патетика. Опера обошла сцены мн. театров (Нью-Йорк, 1927; Кёльн и Ахен, 1931; Москва, 1963). Имя К. стало широко известно за рубежом. С 1927-28 он выступал в разл. городах Европы и США, дирижируя своими произв. Посещение К. Англии и знакомство с традицией хор. фестивалей привело К. к идее создания таких же фестивалей в Венгрии. В конце 1920-х гг. К. обращается к хор. музыке, создаёт ряд хоров для разл. состава голосов, гл. обр. детских, реализуя свой метод муз. просвещения. Позднее (1930-1940-е гг.) издал ряд сборников для школьников на основе обработок нар. венг. мелодий - введение в 2-гол. пение «Венгерское двухголосые» («Bicinia Hungarica», 1937-42), хор. упражнения «Будем чисто петь» («Йnekeljünk tisztan», 1941), «Пентатоника» («Цtfiku zene»; 440 мелодий, 1945-48), «333 упражнения в чтении с листа» («333 olvasogyakorlat»); учебник по пению и песенник для общеобразоват. школ (оба совм. с Е. Адамом, для 1-8-го классов, 1943-45; 1948, 1958); сб.»Трёхголосие» («Tricinia»; (28 3-гол. вок. упражнений, без текста - 1954, с текстом М. Киштетеньи - 1958); «Песни для малышей» («Кis emberek dalai», 50 песен, 1961) и др. К. известен как педагог, воспитавший неск. поколений венг. музыкантов; среди его учеников - Л. Бардош, М. Хайду, П. Кадоша, Д. Ранки, Р. Шугар, Ф. Сабо, П. Ярданьи, Б. Тардош. Инструктивные сборники - вок. пьесы для 1 и 2 голосов, создававшиеся К. на протяжении 20 лет, - предназначены и для муз. воспитания (начиная с дет. садов) и для обучения в Высшей школе муз. искусства. К. внёс большой вклад в муз. культуру Венгрии и как муз. обществ. деятель: он сыграл важную роль в развитии движения «Поющая молодёжь», был чл. Нац. венг. совета по искусству (с 1934), принимал участие в реорганизации венг. муз. учреждений (после 1945), был почётным президентом Союза венг. муз. деятелей (1949-67), с 1951 пред. Венг. музыковедч. общества (1951-67), президент Междунар. совета по нар. музыке (1963-67), почётный президент Междунар. общества муз. воспитания (ISME, 1964-67). С 1946 К. часто посещал страны Зап. Европы и США в качестве дирижёра собств. произв., учёного фольклориста и педагога. Дважды приезжал в СССР (1947, 1963). Многосторонняя творч. и обществ. деятельность К. сыграла важную роль в развитии венг. муз. культуры 20 в. Крупнейший учёный, автор мн. статей и науч. работ, посвященных венг. нар. музыке (К. записал ок. 3500 нар. песен и танц. мелодий с многочисл. вариантами), К. наряду с Б. Бартоком является основоположником совр. венг. композиторской школы, завоевавшей мировое признание. К. стремился к синтезу древнего венг. нар. мелоса с совр. зап.-европ. достижениями в области гармонии, полифонии. Изучив и ассимилировав нар. традиции, К. развил скрытые в них возможности и выработал свой муз. язык, для которого характерны многокрасочность звуковой палитры при лаконичности изложения и классич. ясности мелодич. линий, разнообразие голосоведения, пульсирующая энергия ритмов, орнаментальное богатство мелодии, свежесть и яркость гармонии, органичная пропорциональность формы, вок. основа муз. образов и виртуозная изобретательность инструментовки. К. сохраняет метрич. особенности венг. нац. муз. фольклора (крестьянского и городского), характерную просодию венг. нар. речи. Источником вдохновения для К. явился открытый им в самом древнем и чистом слое венг. нац. муз. культуры мир поэтич. нар. образов. В творчестве К. сочетаются специфич. черты венг. нац. характера - героич. романтика, лирика и богатство фантазии (в осн. персонажах его муз.-сценич. произв. воплотились героич. мечты и нар. юмор); реалистич. картины нар. жизни даны в сценах из быта венг. деревни (сценич. действие, обрамляющее ряд трансильв. нар. песен «Секейская прядильня»); борьба за свободу нашла выражение в опере «Цинка Панна» (посв. эпизоду из истории освободит. движения 18 в. под рук. Ф. Ракоци). Широко используется нар. музыка в орк. сочинениях К. - в сюите «Хари Янош», вариациях на тему нар. песни «Взлетела пава», в жизнеутверждающем пафосе «Танцев из Маросшека», «Танцах из Таланты» (в них, как и в Интермеццо из «Хари Яноша», используется вербункош). Картины венг. природы, народ, его борьба, победы и страдания воплощены в хор. музыке К. (гл. обр. смешанные хоры). Таковы основанные на фольклорном материале хоры «Картины с гор Матра» («Matrai kepek», 1931), «Иисус и торгаши» («Jezus йs a kufarok», 1934), 4-гол. канон «К венграм» («A magyarokhoz», 1936), «Забытая песнь Балинта Балашши» («Balassi Balint elfelejtett йneke», 1942) и др.; в них воплощены и мрачные, и праздничные страницы из истории Венгрии. В церк. хор. музыке К. и светских хорах a cappella нашли выражение традиции высокой европ. хор. культуры 16-17 вв. («Те Deum Будайской крепости», к 250-летию освобождения Буды от власти турок; хор. вариант «Взлетела пава», написанный к 30-летию Объединения рабочих хоров (на революц. стихотв. Э. Ади, 1937, вскоре запрещен цензурой). Патриотич. и демократич. направленность творчества К. (особенно в массовых хор. жанрах), приведшая к его широкой популярности, вызвали нападки хортистской печати. В 1937 К. запретил исп. своих произв. в фаш Германии и Италии, публично выступал против фашизма, после аншлюса (1938) порвал связь с венским издательством. Достижением К. в области инстр. музыки является создание таких ансамблей (дуэт для скрипки и виолончели, трио-серенада), в которых обнаруживаются сольные технич. возможности каждого инструмента и сочетаются речитативные монологи с диалогами разл. инструментов. К. продолжил начатое совм. с Бартоком издание многотомного собрания «Фонд венгерской музыки» («Corpus Musicae Popularis Hungaria», с 1951; при жизни К. вышли 5 тт.). До 1967 был гл. ред. журн. «Studia Musicologica» (выходит в Будапеште с 1961). К. принадлежит переложение Хроматич. фантазии И. С. Баха для альта соло и мн. др. Пр. им. Кошута (1948, 1952, 1957). Был пред. муз. секции общества «Венгрия - СССР» (с 1958). Соч.: оперы - Хари Янош (пост. 1926), Секейская прядильня (Szekely fonу, 1-я ред. 1924, 2-я ред 1932, Будапешт), Цинка Панна (1948); для хора, солиста и орк. - Венгерский псалом (Psalmus Hungancus, 1923); Те Deum Будайской крепости (Budavari Te Deum, для 4 солистов, смеш. хора, органа и орк., 1936), Короткая месса (Missa brevis, 1944), для opк. - симфония C-dur (1961), концерт (1939); камерно-инстр. ансамбли - дуэт для скрипки и влч. (1914), Интермеццо (для струн. трио, 1905), 2 струн. квартета (1908, 1918), Adagio (для скр. с фп., 1905), Серенада (для 2 скр. и альта, 1920), для влч. и фп. - соната (1910), Венгерское рондо (Magyar rondo, 1917), для фп. - циклы миниатюр 9 пьес (1909), 7 пьес (1911-18), 24 маленьких канона на черных клавишах (24 kis kanon a fekete billentyükön, 1945), 12 детских танцев (Gyermek-tancok, 1945), соната для влч. (соло, 1915), для голоса с фп. - песни на стихи венг. поэтов, в т. ч. Запоздавшие мелодии (Megkesett melodiak, 1916), сборники обр. нар. песен для голоса и фп. - Венгерские народные песни (Magyar nepdalok, 20 песен, первые 10 - в обр. Бартока, 1906, 1967), Венгерская народная музыка (Magyar nepzene, 62 песни, 10 тетр., 1924-32, 11-я - 1964), 5 марийских народных песен (Hegyi-mari nepdal, 1960), Эпитафия Яношу Хуньяди, 1801 (Epitaphium Joanms Hunyadi, 1801, 1965), хоры - Парный танец из Калло (Кбllai kettös с орк., 1950), a cappella - Кушает цыган творог (Turot eszik a cigany, 1925), К Троицыну дню (Pünkösdölo, обрядовая, 1929) - Глаголь, язык мой (Pange lingua, на духовный текст, для детского хора с органом, 1931), Воля к миру, 1801 (Bekessegohajtas, 1801, для смеш. хора, 1953), Обращение Зриньи (Zrinyi szozata, с баритоном, 1954), Пойду за смертью (I will go to look for death, 1959), Скажи мне, где волшебный хлеб (Tell me where is fancy bread, из «Венецианского купца» У. Шекспира, 1959) и др. мужск., женск. и смешан. хоры; Хвала органу (фантазия на секвенцию 12 в. - Laudes organi, для смеш. хора и органа, 1966), для органа - Тихая месса (Stille Messe, 1942), музыка к кинофильму Ката Кадар (1943). Лит. соч.: Верность народному гению [Заметки венгерского композитора], «СМ», 1964, No 3, A magyar nepzene, Bdpst, 1937 (расшир. издание - 1943, 1969, нем. пер. - Die ungarische Volksmusik, 1956, рус. пер. - Венгерская народная музыка, Будапешт, 1961), La Chanson paysanne, в кн.: Visages de la Hongrie P., 1938 (совм. с Д. Бартой); Die Volksmusik, в сб.: Ungarn, das Antlitz einer Nation, Bdpst, 1940, Arany Janos nepdalgyüjtemenye (совм. с А. Дьюлой), Bdpst, 1953, A zene mindenkiй, Bdpst, 1954 (сборники статей), Visszatekintes, v. 1-2, Bdpst, 1964, Mein Weg zur Musik, Z., 1966; Bdpst, 1969 (о библ. и дискографией); Pentatonicism in Hungarian folk music, «Ethnomusicology», XIV, 1970. |