КОЖЕЛУХ (Кozeluh) Леопольд Антонин (26 VI 1747, Вельварн, близ г. Кладно - 7 V 1818, Вена) - чеш. композитор и дирижёр. Получил юридич. образование в Пражском университете, уроки композиции брал у своего двоюродного брата Яна Антонина Кожелуха, фп. игры у Ф. К. Душека. С 1778 жил в Вене, совершенствовался у И. Г. Альбрехтсбергера. Одновременно был придв. учителем музыки. С 1792 придв. капельмейстер и камер-композитор в Зальцбурге (преемник В. А. Моцарта), занимал эту должность до конца жизни. Как композитор дебютировал в 1771. Известность К. принесли балеты. Отличался исключит. продуктивностью (24 балета и 3 пантомимы созданы им за 6 лет). Муз. стиль К. сформировался под влиянием Й. Гайдна, Моцарта и Дж. Б. Саммартини. Для его соч. характерны мелодичность, ясность фактуры, простота формы, мастерство и изящество оркестровки. Произв. К., особенно балеты и симфонии, были широко популярны в Европе в кон. 17 - нач. 19 вв. Наиболее значительны фп. концерты и конц. симфонии для струн. трио. Соч.: оперы - Дебора и Сизара (1789, Вена), Дидона покинутая (Didone abbandonata, 1790, Вена), Телемах на острове Калипсо (Telemach auf der Insel der Кalypso, 1798, Прага). Юдифь и Олоферн (1799, Вена); ок. 30 пантомим и балетов, в т. ч. Принцесса Аделасия, вновь обретённая (La principessa Adelasia ritrovata, 1782, Флоренция), Гнев Телемака (La tempestб di Telemacco, 1798, Вена), Маскарад, или Хитрый Арлекин (Die Maskerade oder Harlekin verschmitzte, 1799, Вена); оратории - Юдифь, Моисей в Египте (Moisй in Egitto, 1787); кантаты; для орк. - 28 симфоний, в т. ч. концертные, 5 увертюр, 4 дивертисмента, кассации, танцы; концерты с орк. - ок. 40 для фп., 3 для фп. в 4 руки, 6 для влч., 2 для кларнета и др.; камерно-инстр. ансамбли - ок. 80 фп. трио, конц. симфонии для струн. трио, ок. 15 квартетов; для фп. - ок. 60 сонат (в т. ч. 4-ручные), пьесы, обр. шотландских танцев; хоры, арии, песни. |