КОЛЛАЖ (франц. collage - букв. наклеивание) - в музыке особая форма использования композитором в своем произведении фрагментов др. сочинения (чужого или ранее написанного своего). Термин «К.» заимствован из живописи, где он означает особый технический приём - наклеивание художником на к.-л. основу материалов другого цвета и фактуры; такой К. широко применялся в 20 в. в живописи кубистов, футуристов, дадаистов. В музыке К. получил распространение в 60-х гг. 20 в. в соч. композиторов, связанных с авангардистскими течениями («Collage-Symphony» Л. Берио, «Hymnes» и «Opus 1970» Штокхаузена и др.). К. принципиально отличается от приёма цитирования чужих тем. Как известно, композиторы издавна вводили в свои сочинения темы из произведений др. авторов. Часто подобным образом поступал И. С. Бах, примеры этого можно найти и в творчестве Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Й. Гайдна и др. Существуют произведения, почти целиком состоящие из принадлежащих различным композиторам муз. отрывков (см. Мозаика, Пастиччо). В прошлом, однако, введение чужой музыки не подчёркивалось и не выделялось композиторами, стремившимися к максимальной ассимиляции своего и чужого материала. К., напротив, основан на механич. соединении стилистически разнородных элементов, вызывающем (особенно при одновременном сочетании различных планов) впечатление парадоксальной «несовместимости». Иногда этот приём используется с юмористической, пародийной целью. Эффект подчёркнутой стилистической неоднородности достигается и при применении только некоторых стилевых признаков, получившем название псевдоколлажа. Опыты использования К. в той или иной форме встречаются и у некоторых советский композиторов (напр., «Collage» на тему BACH Пярта, 2-я симфония Б. А. Чайковского). |