КОЛЛЕГИУМ МУЗИКУМ (лат. Collegium musicum - музыкальное содружество) - название объединений музыкантов и любителей музыки из бюргерской или студенческой среды, создававшихся с целью совместного музицирования и прослушивания муз. произведений. Первоначальный тип К. м., как и само название, зародился в странах Центр. Европы в 16-17 вв. К. м. были новой прогрессивной формой объединения музыкантов, не связанной непосредственно с церковной ИЛИ цеховой службой. Они явились важным этапом на пути к открытой концертной деятельности. В ранний период своего существования К. м. отличались от др. объединений музыкантов - хоров при церквах (kantorei) и цеховых сообществ (Conviva musica) лишь названием. Таковы К. м. в Торгау (осн. ок. 1568), Праге (1616), Цюрихе (1613), Санкт-Галлене (1620), Бремене (1621) и др. Они также культивировали преим. вок. духовную музыку, находились в зависимости от церкви и музыкантских цехов. Образование независимых К. м., добровольно объединявших профессионалов и любителей музыки для регулярного музицирования, относится ко 2-й пол. 17 в. Осн. сферой деятельности К. м. становится инстр. музыка, в т. ч оркестровая. Условия деятельности, а также размах, состав и формы К. м. в разных городах были различными. Социальную основу К. м. чаще всего составляли представители гор. буржуазии (Франкфурт-на-Майне), торговцы (Гамбург), студенчество (Лейпциг). Общим для деятельности К. м. являлось свободное музицирование, способствовавшее самообразованию, поощрению композиторов к созданию инстр. музыки, повышению уровня исполнит. мастерства, а со временем и муз. просветительства. Первым подлинным К. м. принято считать Гамбургский, который был основан около 1660 по инициативе М. Векмана и К. Бернхарда и насчитывал около 50 чел. Позднее К. м. возникли во Франкфурте-на-Майне (1672), Лейпциге, Галле и мн. др. городах; иногда в городе существовало одновременно неск. таких объединений. Расцвет К. м. связан с именем Г. Ф. Телемана, активизировавшего их деятельность в Лейпциге, Франкфурте-на-Майне и Гамбурге. В 1722-23 под рук. Телемана гор. капелла Гамбурга устраивала под назв. «К. м.» первые в Германии регулярные публичные концерты силами проф. музыкантов. В Лейпциге, где вслед за Телеманом К. м. возглавляли И. Кунау и И. С. Бах, многочисл. муз. собрания проводились в помещениях университета, кафе, в частных домах. Об-ва, подобные К. м., возникли в 18 в. также в Англии (т.н. консорты), Франции и Италии (академии). Развитие обществ. жизни и муз. культуры в 18 в. приводит к возникновению новых форм открытой конц. деятельности и постепенному вытеснению К. м. разл. обществами и оркестрами, основу которых часто составляли члены К. м. (напр., лейпцигский Гевандхауз). Некоторое время обе формы - публичные концерты и К. м. существовали параллельно; к нач. 19 в. К. м. сохранились лишь в небольших городах Швейцарии, где сферой их деятельности оставалось хоровое музицирование. Термин «К. м.» употреблялся в 18 в. и в ряде частных случаев: назв. «К. м.» носил в 1756-85 школьный оркестр в Гёрлице, а также регулярные собрания княжеских музыкантов в Рудолынтадте, сопровождавшиеся дискуссиями о музыке. Подобная направленность К. м. послужила К. Цельтеру образцом при реорганизации университетской инстр. школы в Берлине в К. м. Это учреждение стало прообразом К. м. нового типа, возникших в нач. 20 в. как следствие развития музыковедения, подъёма интереса к старинной музыке и камерному музицированию. В 1908 по инициативе X. Римана осн. К. м. при Лейпцигском университете с целью исследования и исполнения образцов старинной музыки, а также учебной практики студентов. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 подобные К. м. возникли при музыковедческих кафедрах мн. университетов. Они обращались к старинным муз. инструментам (виола да гамба, блок-флейта и т.п.), возрождали значит. часть репертуара средневековых К. м., а также хор. литературу 15-16 вв. К. м. при университетах, помимо Германии, существовали в Швейцарии, Австрии, Югославии, Чехословакии. Большинство из них вскоре прекратило свою деятельность. Значительно расширяются масштабы деятельности К. м. в Германии в 20-30-е гг., когда наряду со старинной музыкой в их репертуар проникает всё больше совр. соч., в т. ч. написанных специально для К. м. К. м. сыграли заметную роль в привлечении интереса музыкантов к старинной и совр. камерной музыке, подготовив почву для зарождения и расцвета многих проф. камерных оркестров. |