КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АPTE (Commedia dell'arte), комедия масок, - вид итал. театра, спектакли которого создавались импровизационно на основе сценария, содержавшего краткую сюжетную схему представления. Возникнув в сер. 16 в., К. д. а., сочетавшая слово, танец, пение, трюк, стала высшим достижением итал. театра эпохи Возрождения и определила начало развития европ. проф. театра. Персонажами К. д. а. были типовые «маски», переходившие из одного спектакля в другой. Действенную роль в развитии интриги играли «слуги» («дзанни») - наглый весельчак, изобретатель интриг Бригелла, нескладный, ребячливый Арлекин, острая на язык Серветта, не лишённый злости и лукавства грубоватый Пульчинелла и др. Играя на гитаре, «слуги» пели весёлые площадные песенки, плясали. Лирич. линия спектакля была представлена «влюблёнными». В отличие от слуг и сатирич. персонажей они не носили масок, были наделены поэтичностью, изяществом манер, говорили на лит. языке, декламировали стихи, играли на разл. инструментах и пели. Между актами К. д. а. иногда вставлялись интермедии - весёлые сценки с музыкой, песнями, плясками. Исполнители К. д. а. виртуозно владели искусством коллективной импровизации, они впервые в современном для них театре выработали сценический ансамбль. Крупнейшие актёры К. д. а.: в 16 в. - А. Ганасса, бр. Дж. и Т. Мартинелли, И. и Ф. Андреини; в 17 в. - Т. Фьорилли, Д. Бьянколелли; в 18 в. - К. Бертинацци, А. Сакки. С сер. 17 в. начался упадок К. д. а. Под влиянием феодально-католич. реакции из её спектаклей исчезало живое содержание, притуплялась сатира, буффонады приобретали самодовлеющее значение. Традиции К. д. а. были восприняты и развиты итал. оперой-буффа. |