КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА - в широком смысле слова опера комедийного содержания (от лёгкой буффонады или фарса до серьёзной или высокой комедии), в узком - франц. opera comique, т. е. национальная разновидность комич. оперного жанра. К. о. как муз.-театр. жанр складывалась по-разному в Италии, Франции, Англии, Германии и Австрии, Испании, России. В странах с развитой оперной культурой (Италия, Франция) К. о. возникла позднее оперы-сериа и в значит. мере противостояла ей как более молодое, чуткое к действительности, широко воздействующее искусство. В Италии 30-х гг. 18 в. это - опера-буффа, близкая комедии дель арте и неаполитанской диалектальной комедии; во Франции сер. 18 в. К. о. сближалась со спектаклями ярмарочного театра; в Англии - балладная опера, классич. образец которой - «Опера нищего» (1728), пародировавшая итал. оперу-сериа, господствовавшую тогда в Лондоне; в Германии и Австрии - зингшпиль, сыгравший в 18 в. важную роль в утверждении нац. оперного искусства; в Испании 18 - нач. 19 вв. - тонадилья с её реалистич., зачастую злободневными сюжетами. В России последней трети 18 в. возникновение К. о. было связано с формированием нац. композиторской школы светского направления. В каждой стране сохранялись некоторые формальные особенности комич. оперного жанра: разговорные диалоги в зингшпиле, франц. и рус. К. о. (при разл. проявлениях нац. песенности), речитативы, широкая ариозность и динамичные ансамбли в итал. опере-буффа и т. д. Весьма широк и многообразен был круг тем К. о. (избегались, как правило, античные и историко-легендарные сюжеты). В Италии опера-буффа прошла путь от весёлой буффонады (Дж. Перголези) через сентиментально-морализирующую комедию (Н. Пиччинни) и разностороннюю поэтизацию комич. начала (Дж. Паизиелло) к сатирич. комедии (Дж. Россини). Во Франции - от бытового жанра через сентиментальную бурж. мелодраму (Г. А. Монсиньи, А. Гретри) и поэтическое углубление (Гретри) к «опере спасения» (Л. Керубини, Ж. Ф. Лесюэр) и дальнейшему расширению концепций - от романтизации в произв. A. Буальдьё и Ф. Обера вплоть до «Кармен» Визе, по существу порвавшей с содержанием собственно К. о. и сохранившей лишь её внешние формальные черты (разговорные диалоги). Определение К. о. как жанра повсюду связано с новыми тенденциями музыки и оперной драматургии: мелодич. склад К. о. обычно более близок бытовым и нар. истокам, нежели склад опер-сериа, несложные на первых порах характеристики действующих лиц даны яснее и отчётливее (в опере-буффа они близки маскам), ариозный стиль значительно проще, ансамбли динамичнее, бытовая или местная обстановка обрисована конкретнее, иногда в колоритных подробностях. Всё это было связано с запросами новой, более демократич. аудитории, с иным кругом сюжетов и образов в эпоху Просвещения. Достижения комич. оперных жанров (оперы-буффа, зингпшиля) были развиты и преобразованы B. А. Моцартом в его зрелых произв. («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Похищение из сераля»), которые уже нельзя отнести полностью к этим жанрам. Новую трактовку получила франц. К. о. в годы Великой франц. революции, а в 19 в. почти одновременно достигла высот драмы в творчестве Ж. Визе и превратилась в оперетту у Ж. Оффенбаха. Нем. зингшпиль вырос до нац. романтич. оперы в творчестве К. М. Вебера. Высочайшим образцом итал. К. о. стал «Фальстаф» Верди. Рус. К. о., пройдя этап романтизации у А. Н. Верстовского и смыкаясь в нач. 19 в. с водевилем, приобрела новые качества в искусстве классиков (М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков) и оказала влияние на творчество некоторых зап.-европ. композиторов (Б. Сметана и др.). На Украине развивалась нац. К. о. В 20 в. в разл. странах в жанре К. о. созданы многочисл. произв.; с К. о. отчасти сближаются мьюзикл как новый муз.-театр. жанр, оперетта, муз. кинокомедия и др. Т. о., развитие жанра, весьма последовательное в 18 в., осложняется в 19 в. и особенно в 20 в. взаимосвязями с др. муз. и синтетическими жанрами. |