КОМИТАС (наст. имя и фам. - Согомон Геворгович Согомонян) [26 IX (8 X) 1869, Кутина, Турция - 22 X 1935, Париж] - арм. композитор, фольклорист, певец, хор. дирижёр, муз.-обществ. деятель. Окончил Эчмиадзинскую духовную академию (1893) и получил имя Комитас (по имени выдающегося арм. гимнотворца 7 в.). Преподавал муз. предметы в этой академии, руководил соборным хором. В 1895 занимался теорией музыки в Тбилиси у М. Г. Екмаляна; в 1896-99 жил в Берлине, где окончил консерваторию Р. Шмидта (композиция, хоровое дирижирование, пение) и университет (музыковедение и эстетика). Среди его преподавателей были Р. Шмидт, О. Флейшер, Г. Беллерман. С 1899 - в Эчмиадзине, где занимался творчеством, собиранием народных песен, исследованием арм. музыки, конц. и педагогич. деятельностью. В 1910 из-за конфликта с церк. кругами переехал в Константинополь, где продолжил многостороннюю муз. деятельность, создал большую капеллу «Гусан». В 1915, пережив ужасы массовой резни армян, организованной турецкими властями, тяжело заболел психически. Последние годы, неизлечимо больной, провёл в Париже. Похоронен в Ереване. К. - выдающийся мастер гармонии и хор. полифонии, классик арм. музыки, основоположник арм. науч. муз. этнографии. В своих сборниках крестьянских, древне-гусанских песен и нар. вариантов средневековых проф. тагов представил типические образцы многовекового муз. творчества арм. народа, выявил и восстановил стиль этой музыки. Ему принадлежат первые записи курдских нар. песен. Статьи К. о нар. музыке внесли много нового в методологию муз. фольклористики; его концерты и лекции в Закавказье и на Бл. Востоке, пропагандировавшие нар. музыку, имели большое просветительное значение. Выступления К. в городах Зап. Европы (в т. ч. на междунар. муз. конгрессах в Берлине и Париже) познакомили муз. общественность с арм. искусством. Произведения К., преим. вокальные, основанные на разработке нар. материала, отразили страницы духовной жизни арм. народа. Среди них: для голоса с фп. - любовно-лирич., шуточные, плясовые и др. песни («Весна, но снег пошёл», «Келе, келе», «Келер, цолер», «Ой, Назан» и др.), трагич. монологи («Песня бездомного», «Абрикосовое дерево», «Журавль» и др.); в числе хоров без сопровождения - цикл трудовых поэм («Дорийский оровел», «Песня плуга», «Песня гумна» и др.), развёрнутые обрядовые картины (Свадебные сюиты, «С утренним приветом» и др.), эпико-героич. («Храбрецы Сипана», «Зар-зынгы»), пейзажные («Луна нежна», Ноктюрн), любовно-лирич. циклы, Патараг (Литургия) и др. К. принадлежат также миниатюры для фц. и др. инстр. пьесы, сольные и хор. обр. городских патриотич. песен, незавершённые оперные сцены («Ануш», «Жертвы деликатности», «Сасунские богатыри»). В своих произв., имеющих нар. первоисточник и основанных на арм. нар.-ладовом мышлении, К. открыл новые пути творч. использования нар. музыки. К. сыграл важнейшую роль в формировании и развитии нац. композиторской школы. Его ярко нац. и новаторское творчество составило одну из самобытных страниц мирового муз. искусства 20 в. 12-томное издание муз. произв., фольклорных и научных трудов, поэтич. и эпистолярного наследия К. начато в Ин-те искусств АН Арм. ССР. Соч.: Собрание сочинений, под ред. Р. А. Атаяна, т. 1-3, Ер., 1960-69; Патараг, Париж, 1933; Народные песни. Этнографический сборник, [т. 1], Ер., 1931; Армянские народные песни и пляски. Этнографический сборник, т. 2, Ер., 1950; Статьи и исследования. Собрал Р. Терлемезян, Ер., 1941 (на арм. яз.); Die armenische Кirchenmusik, «SIMG», H. I. В., 1899 (пер. на рус. яз. Н. Таглизяна, «СМ», 1969, No 10); Armeniens volkstumliche Reigentänze, «Zeitschrift für armenische Philologie», Bd I, Marburg, 1901; Melodies kurdes, recueillies par Comitas, [M., 1904]; La musique rustique armenienne, «Mercure musical», P., 1907, No 5. |