КОНЦЕРТНАЯ СИМФОНИЯ (итал. symphonia concertante, а также concertante, нем. Кonzertante Symphonie, а также Кonzertante) - термин, применявшийся во 2-й пол. 18 в. для обозначения циклических сочинений для неск. солирующих инструментов и оркестра. К. с. родственна concerto grosso и сольному концерту. Как и в concerto grosso, в К. с. выделяется группа солирующих (концертирующих) инструментов, противопоставляемая звучанию всего оркестра (tutti). Подобно концерту, К. с. обычно открывается орк. экспозицией тем 1-й части, включает виртуозные каденции солистов и состоит из трёх (иногда из двух) частей, причём последняя часть обычно пишется в форме рондо. В 18 в. сочинения типа К. с. нередко назывались также концертами, концертино, концертными дуэтами и т.п. В 19 в. для них утвердились названия двойной, тройной и т.п. концерты, которые были распространены и на созданные ранее соч. этого типа. Самые ранние образцы К. с. созданы представителями предклассич. венской (И. Хольцбауэр, ок. 1753) и мангеймской школ. В кон. 18 в. К. с. пользовалась особой популярностью в Париже. В числе авторов соч. типа К. с. - И. К. Бах, К. Диттерсдорф, Й. Гайдн, В. А. Моцарт (под назв. Concertone, концерт и др.), Л. Бетховен (тройной концерт ор. 56 для скрипки, виолончели, фп. и оркестра). Соч., озаглавленные К. с., создавались и в 20 в. (Symphony concertante op. 60 для фп. и оркестра К. Шимановского, 1932; Petite Symphony concertante для чембало, арфы, фп. и двух струн. оркестров Ф. Мартена, 1945). |