КОНЁВИЧ (Коъовиы) Петар (5 V 1883, Чуруг, Бачка - 1 X 1970, Белград) - серб. композитор, дирижёр, фольклорист, музыковед, педагог и обществ. деятель. Чл. Чеш. академии наук и искусств (1938) и Серб. академии наук и искусств (1946). В 1902 окончил Учительскую семинарию в Сомборе (создал там свои первые произв.), в 1906 - Пражскую консерваторию по классу композиции К. Штеккера (изучал также дирижирование). Работал учителем музыки, дирижёром, режиссёром, а также директором оперных театров (в т.ч. в Загребе - в 1921-26 и 1933-39). В 1939-50 профессор (в 1939-43 и 1945-47 ректор) Академии музыки, в 1948-54 директор осн. им Ин-та музыковедения Серб. академии наук и искусств в Белграде. Творчество К., одного из основоположников серб. композиторской школы, идейно связано с нац. направлением в серб. музыке. К. поднял муз. искусство Югославии на новый, высокий художеств. и проф. уровень. Решающее влияние на К.-композитора оказали С. Мокраняц (любовь к нар. песне), Л. Яначек (приёмы психологич. обрисовки характеров и сценич. положений) и М. П. Мусоргский (его творчество определило подход К. к проблемам разработки муз. фольклора, побудило чутко вслушиваться в интонац. особенности серб. речи, способствовало выработке им самобытного напевно- декламационного оперного стиля). В творчестве К., реалистич. в своей основе, проявляются и элементы неоромантизма, отчасти импрессионизма, но ощутима опора на муз. фольклор. Темпераментность, сочность красок, сочетание драм. напряжённости с прочувствованной лиричностью, богатство ритмики - характерные черты его музыки. Гл. место в творчестве К. занимают оперы. В них с особой силой раскрылся его яркий драм. талант. Сказочная романтич. опера «Женитьба Милоша», историч. драма «Князь Зеты» и особенно принёсшая К. европ. известность народная муз. драма «Коштана» - высшие творч. достижения К. Источник вдохновения К. - нар. песня. Его тонкое проникновение в особенности нар. мелоса получило отражение в цикле «Моя земля» - 5 сборниках, включающих 100 нар. напевов для голоса и фп., явившихся новым словом в югосл. муз. фольклористике. К ним примыкают сб. романсов «Лирика» (на сл. югосл. поэтов) и хоры, в которых он продолжил и развил традиции Мокраняца. Среди орк. соч. К. выделяются симф. поэма «Макар Чудра» (по М. Горькому), вариации «На селе» («На селу») и триптих «Коштана» Большое значение имела также деятельность К. как музыковеда и публициста. Соч.: оперы - Женитьба Милоша (Женидба Милошева, Загреб, 1917), Князь Зеты (Кнез од Зете, 1929), Коштана (Прага, 1931, 2-я ред. 1949), Крестьяне (Сещаки, 1951); для орк. - симфония (1907), симф. поэма Макар Чудра (по м. Горькому, 1944), триптих Коштана (1935); концерт с орк. - для скр. Ядранское каприччо (1933); для струн. орк. - 3 псалма (1963); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета (1917, Музыка скрытых предчувствий (Музика скривениы слутнjа, 1933), Концертная сюита для дух. квинтета (1966); для фп. - Легенда (1907), две народные пьесы (Пастораль и Игра, 1921), Небольшая сюита (1921); для скр. и фп. - Соната quasi una fantasia (1944), Псалом (1920); для влч. и фп. - Хайдуцкая пляска (Хаjдуцка игра), Игра (1913), Псалом; для голоса с фп. - сб. 21 песня (1921), сб. романсов Лирика (1948); хоры; музыка для драм. театра; сб. обр. нар. песен Югославии (вып. 1-5, 1921-55) и др. Лит. соч.: Licnosti, Beograd, 1920, Кnjiga о muzici srpskoj i slovenskoj, Novi Sad, 1947; Miloje Milojevic, Beograd, 1954; Stevan Mocranjac, Beograd, 1956; Ogledi о muzici, Beograd, 1965.. |