КОНГОЛЕЗСКАЯ МУЗЫКА. Жанровые и стилевые особенности муз. культуры многочисл. народов, населяющих Народную Республику Конго и Республику Заир, зародились в глубокой древности и сложились в доколониальный период. Муз. творчество баконго, бавили, байомбе, бобанги, бабоши и др. народов было ограничено областью фольклора. Проф. сказители при дворах вождей и правителей не создали устойчивых муз.-художеств. направлений. Муз. фольклор народов Конго, особенно племён пигмеев бака, бабинга и др., связан с охотой и земледельч. трудом. Песни и танцы, исполняемые во время сельскохозяйств. работ или на охоте, чаще всего носят характер свободной импровизации. Франц. колониальное господство, применение системы принудит. труда задержали становление нац. культуры. Ускорение разложения крестьянской общины и рост населения городов привели в 20 в. к развитию гор. муз. фольклора, находящегося под сильным влиянием франц. культуры. После установления независимости (1960) в республиках возрос интерес к нар. афр. музыке, к-рая сохранила много архаич. черт как в танцевальном, так и в песенном наследии, и прежде всего в муз. инструментарии - особенности конструкции инструментов передавались из поколения в поколение (техника исполнения в основном также осталась в неприкосновенности). Особое распространение получили барабаны, среди которых встречаются с резонаторами и без них, котлообразные и цилиндрич. Барабаны току, локука, лунгунгу и др. являются основой орк. ансамбля. Барабаны служат средством передачи сообщений, а также пересказа мифов и легенд. Иск-во исполнения на барабанах передаётся по традиции из поколения в поколение и достигает большой виртуозности. Используются ксилофоны линзи, эндара, мбока, нгука, манза и др. (с резонаторами и без них). Распространён также муз. инструмент санса - «африканское пианино». «Пианино» представляет собой деревянный остов, к поверхности которого прикреплены железные, бамбуковые или деревянные пластинки-языки. Звуки издаются путём вибрации свободных концов пластинок при помощи пальцев. Среди струн. инструментов - муз. лук, лира, арфа, цитра и др. Духовые инструменты представлены рогами, флейтами, трубами. В 60-х - нач. 70-х гг. 20 в. произошли существенные сдвиги в социальной и политич. структуре конголезских народов, в самом мировоззрении африканцев, что всё больше находит отражение и в афр. муз. культуре. Для совр. муз. жизни народов Республики Заир и Народной Республики Конго характерно появление новых муз. форм, особенно в р-нах крупных городов. Они характеризуются развитием основ афр. музыки с использованием европ. инструментария и влиянием амер. джаза и лат.-амер. музыки. Стремление к новым муз. формам объясняется попыткой молодых композиторов выйти за пределы канонов традиционной афр. музыки. |