КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА (франц. musique concrete) - звуковые композиции, создаваемые с помощью записи на магнитофонную ленту разл. природных или искусственных звучаний, их преобразования, смешения и монтажа. Совр. техника магнитной записи звука позволяет легко преобразовывать звучания (например, с помощью ускорения и замедления движения ленты, а также движения её в обратном направлении), смешивать их (с помощью одновременной переписи на ленту нескольких различных записей) и монтировать в любой последовательности. В К. м. в известной мере используются звучания человеч. голосов и муз. инструментов, однако осн. материалом для построения произв. К. м. являются всевозможные шумы, возникающие в процессе жизни. К. м. - одно из модернистских течений совр. заруб. музыки. Сторонники К. м. оправдывают свой метод сочинения музыки тем, что применение только т.н. муз. звуков якобы ограничивает композитора, что композитор вправе пользоваться для создания своего произв. любыми звучаниями. Они рассматривают К. м. как великое нововведение в области муз. искусства, способное заменить и вытеснить прежние виды музыки. В действительности произв. К. м., порывающие с системой звуковысотной организации, не расширяют, а предельно суживают возможности выражения определённого художеств. содержания. Хорошо разработанная методика создания К. м. (включая применение спец. аппаратов для «монтажа» и смешения звучаний - т.н. «фоногена» с клавиатурой, магнитофона с 3 дисками и др.) представляет известную ценность лишь для использования в качестве «шумового оформления» спектаклей, отдельных эпизодов кинокартин и т.д. «Изобретателем» К. м., виднейшим представителем и пропагандистом её является франц. инженер-акустик П. Шеффер, давший этому направлению и его название. Первые «конкретные» сочинения его относятся к 1948: этюд «Турникет» («Йtude aux tourniquets»), «Железнодорожный этюд» («Йtude aux chemins de fer») и др. пьесы, которые в 1948 были переданы по Франц. радио под общим назв. «Шумовой концерт». В 1949 к Шефферу примкнул П. Анри; вместе они создали «Симфонию для одного человека» («Symphonie pour un homme seul»). В 1951 при Франц. радио была организована экспериментальная «Группа исследований в области конкретной музыки», в к-рую вошли и композиторы - П. Булез, П. Анри, О. Мессиан, А. Жоливе, Ф. Артюис и др. (некоторые из них создали отд. произведения К. м.). Хотя новое течение обретало не только сторонников, но и противников, вскоре оно перешагнуло нац. рамки. В Париж стали приезжать не только французские, но и заруб. композиторы, перенимавшие опыт создания К. м. В 1958 под председательством Шеффера была проведена «Первая международная декада экспериментальной музыки». Тогда же Шеффер заново подробно определил задачи своей группы, к-рая с этого времени стала называться «Группой музыкальных исследований при Франц. радио и телевидении». Группа пользуется поддержкой Международного музыкального совета ЮНЕСКО. Франц. журнал «La revue musicale» посвятил проблемам К. м. три спец. номера (1957, 1959, 1960). |