КОНКУРСЫ музыкальные (от лат. concursus, букв. - стечение, встреча) - соревнования музыкантов (исполнителей, композиторов, инстр. мастеров, коллективов), проводящиеся, как правило, на заранее объявленных условиях. Художеств. состязания, в которых сравнивались и оценивались качество произв. или мастерство исполнения, были известны ещё в Др. Греции. Около 590 до н.э. зародилась традиция Пифийских игр в Делфте, где состязались наряду с поэтами и атлетами певцы, исполнители на кифаре и авлосе, авторы муз. произв. Победители награждались лавровыми венками и носили звание «дафнофоров» (несущих лавры). Традиция соревнований музыкантов была продолжена в эпоху Римской империи; тогда же возник термин «лауреат», сохранившийся и поныне для определения лучших участников. В ср. века широкое распространение получили соревнования трубадуров, труверов, миннезингеров и мейстерзингеров, становившиеся нередко важной составной частью придв. и позже гор. празднеств, привлекавших широкое внимание. В их числе - лит. и музыкальные празднества во Франции, устраивавшиеся цехами ремесленников в 11-16 вв. и получившие название «пюи». Лауреаты этих соревнований, проводившихся в разных провинциях страны, награждались призами и получали звание «roy de puy». Среди лауреатов крупнейшего из известных пюи, проводившегося в Эврё, были О. ди Лассо, Ж. Титлуз, Ф. Э. дю Корруа. Пюи послужили образцом для подобных состязаний мейстерзингеров в Германии. В раннем средневековье зародился и существующий поныне песенный фестиваль в Уэльсе - т.н. «эйстеддфод», в рамках которого проходят также соревнования хоров. В эпоху Возрождения вошли в практику соревнования виднейших музыкантов в искусстве импровизации на разл. инструментах - органе, клавесине, позже на фп., скрипке. Как правило, они устраивались правителями, богатыми меценатами или духовными лицами, которые привлекали к участию выдающихся музыкантов. Так, состязались И. С. Бах и Л. Маршан, Г. Ф. Гендель и А. Скарлатти (1-я пол. 18 в.), В. А. Моцарт и М. Клементи, И. М. Ярнович и Дж. Б. Виотти (кон. 18 в.), Г. Эрнст, А. Баццини, Ф. Давид и Й. Иоахим (1844) и др. К. в совр. форме зародились в 19 в. С 1803 Академия изящных искусств в Париже присуждает ежегодно награду за лучшее сочинение (кантата, позже - одноактная опера) - т.н. Римскую пр., обладатели которой получают стипендию для совершенствования в Риме. Среди лауреатов этой премии видные французский композиторы: Ф. Галеви, Г. Берлиоз, А. Тома, Ж. Бизе, Ж. Массне, К. Дебюсси и др. Аналогичные соревнования проводятся в Бельгии и США. В Великобритании учреждена т.н. Мендельсоновская стипендия (Mendelsson-scholarship), присуждаемая молодому композитору (К. проводятся с 1848 в Лондоне 1 раз в 4 года). В 1889 в Вене фп. фирмой «Бёзендорфер» был учреждён К. для выпускников Венской консерватории; этот К. носит интернац. характер, т. к. здесь учатся студенты из мн. стран. Соревнования нац. масштаба подготовили почву для зарождения междунар. К., первый из которых был проведён в Брюсселе в 1856 по инициативе рус. гитариста Н. П. Макарова; композиторы из 31 страны прислали на конкурс произв. для гитары. В 1886 по инициативе А. Г. Рубинштейна был учреждён, а в 1890 состоялся в Петербурге первый в истории регулярный междунар. К., послуживший примером для организации последующих муз. соревнований. В К. им. Рубинштейна(затем проходил 1 раз в 5 лет до 1910 - в Берлине, Вене, Париже, Петербурге) принимали участие композиторы и пианисты. К. выдвинул ряд крупных музыкантов, снискавших впоследствии широкую известность (Ф. Бузони, В. Бакхауз, И. А. Левин, А. Ф. Гедике и др.). Значит. развитие получают К. после 1-й мировой войны 1914-18. Учреждается большое количество нац. конкурсов. В 1927 состоялся Междунар. К. пианистов им. Шопена, ставший впоследствии регулярным. К. исполнителей проводятся в Вене (К. Венской муз. академии, с 1932), Будапеште (им. Ф. Листа, с 1933), Брюсселе (им. Э. Изаи, скрипачей в 1937, пианистов в 1938), Женеве (с 1939), Париже (с 1943) и др. городах. В междунар. К. с самого начала выступают сов. музыканты; многие из них завоёвывают высшие премии, демонстрируя достижения сов. исполнительской школы и педагогики. В годы 2-й мировой войны 1939-45 соревнования либо не проводились, либо ограничивались нац. рамками (Женева). В послевоенные годы традиция муз. К. во мн. странах стала быстро возрождаться; в ряде европ. стран (Франция, Чехословакия, Венгрия, Бельгия) сразу же после войны были учреждены крупные К., ставшие регулярными. Особенно большой размах К. приобретают с сер. 50-х гг.; соревнования охватывают всё большие области исполнительства: проводятся К. инструменталистов, в т.ч. К. «ансамблевых» инструментов (медные и деревянные духовые, альт, арфа), соревнования гитаристов, аккордеонистов, органистов, дирижёров, камерных ансамблей разл. составов, хоров, молодёжных симф. и духовых оркестров, инстр. мастеров, композиторов. Постоянно расширяются географич. рамки К. Гл. организаторы междунар. К. в Европе - Бельгия, Италия и Франция, где проводятся мн. соревнования. Вслед за Конкурсом им. бельгийской королевы Елизаветы (1951), где соревнуются пианисты, скрипачи и композиторы, организуются соревнования вокалистов в Брюсселе, струн. квартетов в Льеже, К. органистов им. И. С. Баха в Генте, хоров в Кнокке. В Италии завоёвывают авторитет К.: скрипачей - им. Н. Паганини в Генуе, пианистов - им. Ф. Бузони в Больцано, дирижёров - в Риме (учреждён Нац. академией «Санта-Чечилия»), пианистов и композиторов - им. А. Казеллы в Неаполе, музыкантов-исполнителей, компо- зиторов и артистов балета - им. Дж. Б. Виотти в Верчелли, хор. коллективов - «Полифонико» в Ареццо, и др. Среди франц. К. выделяются - им. М. Лонг - Ж. Тибо в Париже, молодых дирижёров в Безансоне и вокалистов в Тулузе. Всеобщее признание получают К., проходящие в социалистич. странах - Польше (им. Ф. Шопена и им. Г. Венявского), Венгрии, Румынии (им. Дж. Энеску), ГДР (им. И. С. Баха и им. Р. Шумана), Болгарии. В кон. 50 - нач. 60-х гг. возникает ряд К. в Бразилии, США, Канаде, Уругвае, а также в Японии. Важной вехой в развитии К. стало основание в Москве Междунар. К. им. П. И. Чайковского (с 1958), который сразу стал одним из самых авторитетных и популярных соревнований. Формы организации и проведения К., их регламент, периодичность, художественное содержание весьма различны. К. проводятся в столицах гос-в, крупных культурных центрах, курортных городах; нередко местом их проведения избираются города, связанные с жизнью и творчеством музыкантов, в честь которых проходит К. Существуют также соревнования (гл. обр. организуемые междунар. обществами), не имеющие постоянного места, они проводятся в разных городах и даже странах. Как правило, конкурсы вне зависимости от их периодичности проходят в одни и те же чётко определённые сроки. Организаторами К. выступают различные муз. учреждения, гор. власти, а также правительств. органы, в некоторых случаях - частные лица, коммерческие фирмы. В социалистич. странах организацией К. ведают спец. гос. учреждения; проведение К. субсидируется гос-вом. Многолетняя практика выработала определённые принципы проведения К., которых придерживаются организаторы разл. соревнований. К. носят демократич. открытый характер - к участию в них допускаются музыканты всех национальностей, стран, без различия пола; ограничения устанавливаются лишь в отношении возраста (за некоторым исключением, напр. композиторские К.); для разных специальностей (в соответствии с их спецификой) возрастные рамки варьируются. На некоторых особенно сложных К. проводится предварит. отбор по присланным кандидатами документам и рекомендациям с целью недопущения к соревнованию недостаточно подготовленных претендентов. Выступления участников проходят по заранее объявленному регламенту; исполнит. К. состоят из определённого числа прослушиваний-туров: от 2 до 4. К каждому следующему туру допускается ограниченное и постоянно сокращающееся число участников. Конкурсанты выступают либо в порядке жребия, либо по алфавиту фамилий. Выступления участников оценивает жюри; в состав его входят обычно авторитетные исполнители, композиторы, педагоги. В большинстве случаев жюри носят интернац. характер, причём страну-организатора представляют чаще всего неск. членов жюри. Методы работы жюри и принципы оценки конкурсантов различны: в отд. К. практикуется предварит. обсуждение, голосование бывает открытым либо тайным, игра участников оценивается разл. числом баллов. Наиболее успешно выступившие кандидаты награждаются премиями и званиями лауреатов, а также дипломами и медалями. Число наград в разных К. колеблется от одной до 12. Помимо официальных наград, нередко присуждаются поощрит. премии за лучшее исп. отдельных сочинений и др. награды. Лауреаты К., как правило, получают право на определённое число конц. выступлений. Художеств. особенности К. определяются прежде всего характером и содержанием их программ. В этом отношении диапазон К. весьма широк: от соревнований, где исполняется музыка одного композитора (К. им. Шопена в Варшаве), до соревнований с широким и разнообразным репертуаром, преследующих цель наиболее полно выявить творч. возможности артистов. Существуют также К., строящие свои программы по тематич. признаку: старинная музыка, совр. музыка и др. То же касается и конкурсных дисциплин: соревнования, посв. одной специальности, и соревнования, где выступают одновременно или поочерёдно представители мн. специальностей. Несколько отличаются композиторские К.: наряду с соревнованиями, ставящими задачей выявление одарённых композиторов, существует немало К., носящих утилитарный характер и организуемых оперными театрами, издательствами, конц. организациями с целью постановки, издания или пропаганды определённого рода сочинений. В таких К. круг участников обычно более широк. В 60-х гг. большую популярность завоёвывают К. артистов эстрады и эстр. музыки. Как правило, такие К. проводятся радио- и телевизионными центрами, фирмами грамзаписи, гл. обр. в курортных местах (К. «Интервидения», «Евровидения» и др.). Обычно каждое соревнование состоит из одного тура и проводится без выбывания участников. Формы проведения эстр. К., их репертуар и регламент разнообразны и не отличаются строгим порядком. Совр. муз. К. стали важнейшим средством выявления и поощрения талантливых музыкантов, значит. фактором культурной жизни. Подавляющее большинство инструменталистов, а также мн. вокалисты и дирижёры выдвинулись на концертной эстраде и оперной сцене в 1950-70-х гг. именно благодаря К. К. способствуют пропаганде музыки в широких массах слушателей, развитию и обогащению конц. жизни. Мн. из них проводятся в рамках муз. фестивалей, становясь их важной составной частью (напр., «Пражская весна»). Муз. К. включены также в программы Всемирных фестивалей молодёжи и студентов. Широкое распространение муз. К. привело к необходимости координации усилий организаторов соревнований, обмену опытом и установлению общих норм проведения К. С этой целью в 1957 была основана Федерация междунар. конкурсов (Federation de Concours internationaux) с местопребыванием в Женеве. Федерация проводит ежегодные конгрессы в разных городах, выпускает справочные материалы. С 1959 издаётся ежегодный бюллетень, включающий сведения о междунар. муз. К. и списки их лауреатов. Число стран - членов федерации неуклонно растёт; в 1971 в федерацию вошёл Сов. Союз. КРУПНЕЙШИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ Австрия. Венской академии музыки - пианисты, органисты, вокалисты; в 1932-38 - ежегодно; возобновлены в 1959; с 1961 - 1 раз в 2 года. Им. В. А. Моцарта в Зальцбурге - пианисты, скрипачи, вокалисты; в 1956 (в честь 200-летия со дня рождения В. А. Моцарта). Бельгия. Им. бельгийской королевы Елизаветы - скрипачи, пианисты, композиторы; с 1951- ежегодно, поочерёдно (после годичного перерыва возобновляются). Вокалистов в Брюсселе; с 1962 - 1 раз в 4 года. Струн. квартетов в Льеже - композиторы, исполнители, с 1954 - инстр. мастера; с 1951 - ежегодно, поочерёдно. Болгария. Молодых оперных певцов в Софии; с 1961 - 1 раз в 2 года. Бразилия. Пианистов (с 1957) и скрипачей (с 1965) в Рио-де-Жанейро; с 1959 - 1 раз в 3 года. Великобритания. Им. К. Флеша в Лондоне - скрипачи; с 1945 - ежегодно. Пианистов в Лидсе; с 1963 - 1 раз в 3 года. Венгрия. Будапештские К. по различным специальностям, с 1948; с 1956 - не реже 1 раза в 3 года. ГДР. Им. Р. Шумана - пианисты и вокалисты; в 1956 и 1960 в Берлине; с 1963 в Цвиккау - 1 раз в 3 года. Зап. Берлин. Им. Г. Караяна - дирижёры и молодёжные симф. оркестры; с 1969 - ежегодно. Италия. Им. Ф. Бузони в Больцано - пианисты; с 1949 - ежегодно. Им. Н. Паганини в Генуе - скрипачи; с 1954 - ежегодно. Оркестровых дирижёров в Риме; с 1956 - 1 раз в 3 года. Им. Гвидо д'Ареццо - хоровые коллективы («Полифонико»), осн. в 1952 как национальный, с 1953 - междунар.; ежегодно. Канада. Скрипачей, пианистов, вокалистов в Монреале; с 1966 - ежегодно, поочерёдно. Нидерланды. Вокалистов в Хертогенбосе; с 1954 - ежегодно. Польша. Им. Ф. Шопена в Варшаве - пианисты 1927, 1932, 1937; возобновлены в 1949 - 1 раз в 5 лет. Скрипичный им. Г. Венявского - скрипачи, композиторы, скр. мастера; первый - в 1935 в Варшаве; возобновлены в 1952 в Познани - 1 раз в 5 лет. Португалия. Им. Виана да Мота в Лисабоне - пианисты; первый - в 1957; с 1964 - 1 раз в 5 лет. Румыния. Им. Дж. Энеску в Бухаресте - скрипачи, пианисты, вокалисты (с 1961), камерные ансамбли; с 1958 - 1 раз в 3 года. СССР. Им. П. И. Чайковского в Москве - с 1958 пианисты, скрипачи, с 1962 также виолончелисты, с 1966 и вокалисты; 1 раз в 4 года. Франция. Им. M. Лонг - Ж. Тибо в Париже - пианисты и скрипачи; первый - в 1943 (национальный), второй - в 1946; с 1949 - 1 раз в 2 года. Вокалистов в Тулузе; с 1954 - ежегодно. ФРГ. Мюнхенские К. по разл. специальностям; с 1952 - ежегодно. Чехословакия. Муз. К. «Пражской весны» по разл. специальностям; с 1947 - ежегодно. Швейцария. Музыкантов-исполнителей в Женеве, по различным специальностям; с 1939 - ежегодно. Конкурсы, не имеющие постоянного места проведения: Виолончелистов им. П. Касальса; 1 раз в 2 года в разных странах (первый - 1957, Париж). Аккордеонистов на «Кубок мира»; ежегодно в разных странах (первый - 1948, Лозанна), и др. Среди др. междунар. К.: вокалистов в Вервье (Бельгия); хоров в Дебрецене (Венгрия); инструменталистов и вокалистов (им. И. С. Баха) в Лейпциге (ГДР); инструменталистов и вокалистов (им. М. Канальс) в Барселоне (Испания); музыки и танца (им. Дж. Б. Виотти) в Верчелли, пианистов и композиторов (им. А. Казеллы) в Неаполе, вокалистов «Вердиевские голоса» в Буссето (Италия); органной импровизации в Харлеме (Нидерланды); пианистов и дирижёров (им. Д. Митропулоса) в Нью-Йорке (США); молодых дирижёров в Безансоне (Франция); пианистов (им. К. Хаскил) в Люцерне (Швейцария) и др. КОНКУРСЫ В РОССИИ И СССР Первые нац. муз. К. в России проводились с 60-х гг. 19 в. по инициативе РМО, Петерб. общества рус. камерной музыки (в 1877), фортепьянной фабрики «Шредер» (в 1890) и др. По инициативе крупных меценатов и музыкантов неск. К. было организовано в нач. 20 в. В 1910 состоялись два К. скрипачей - в честь 40-летия творч. деятельности профессора Моск. консерватории И. В. Гржимали в Москве (1-я пр. - М. Пресс) и им. Л. С. Ауэра в Петербурге (1-япр. - М. Пиастро). В 1911 в Москве прошёл К. виолончелистов (1-я пр. - С. М. Козолупов), а в Петербурге на Всероссийском К., устроенном фортепьянной фабрикой «Братья Р. и А. Дидерихс», соревновались пианисты (1-я пр. - Ю. Турчиньский). В том же году был проведён в Петербурге спец. К. им. С. А. Малозёмовой для женщин-пианисток (победительница - Э. Штембер). По регламенту этот К. должен был проводиться каждые 5 лет. Установление К. специально для женщин-исполнителей имело прогрессивное значение. В СССР организуются Гос. муз. К. и созданы все условия для их широкого проведения. Первыми соревнованиями музыкантов были К. квартетного исполнительства в РСФСР (1927, Москва) и К. скрипачей на Украине (1930, Харьков). С тех пор К. на лучшие муз. произв., соревнования проф. и самодеят. музыкантов и певцов проводились во мн. городах. 1-й Всесоюзный К. музыкантов-исполнителей состоялся в мае 1933 (Москва). Он проводился по специальностям - фп., скрипка, виолончель, пение. 2-й - в феврале - марте 1935 (Ленинград). Здесь соревновались также альтисты, контрабасисты, арфисты, исполнители на деревянных и медных дух. инструментах. В дальнейшем в Москве прошёл цикл всесоюзных соревнований по разным специальностям - К. скрипачей, виолончелистов и пианистов (1937-38), дирижёров (1938), струн. квартетов (1938), вокалистов (1938-39, финальные туры в Москве), артистов эстрады (1939), исполнителей на дух. инструментах (1941). Эти К. оказали огромное влияние на развитие муз. жизни страны, на дальнейший рост муз. образования. После Великой Отечеств. войны 1941-45 талантливая молодёжь выступала на всесоюзных К. музыкантов-исполнителей (1945, Москва), артистов эстрады (1946, Москва), вокалистов на лучшее исполнение сов. романса и песни (1956, Москва), вокалистов и артистов эстрады (1956, Москва). В 60-е гг. наступил новый этап в развитии конкурсного движения; организуются регулярные всесоюзные К. пианистов, скрипачей, виолончелистов, дирижёров, а также К. вокалистов им. М. И. Глинки. Эти соревнования позволяют выдвигать одарённых исполнителей для участия в Междунар. К. им. П. И. Чайковского. В преддверии К. им. П. И. Чайковского устраиваются также соревнования инстр. мастеров. Состоялись всесоюзные К. музыкантов-исполнителей на орк. инструментах (1963, Ленинград). Условия всесоюзных муз. К. в основном соответствуют междунар. стандартам. В честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина (1970) были организованы всесоюзные К. молодых исполнителей на лучшую конц. программу. В СССР регулярно проводятся К. артистов эстрады. К. на создание муз. произв. в разных жанрах часто устраиваются по случаю юбилейных дат. Стройная система муз. К. включает не только всесоюзные, но и республиканские, городские и зональные соревнования, что даёт возможность осуществлять последовательный и тщательный отбор новых представителей муз. искусства на всесоюзные и междунар. конкурсы. |