КОНТРДАНС (франц. contredanse, от англ. countrydance, букв. - деревенский танец) - старинный англ. нар. танец. Впервые упоминается в литературе в 1579. Об истории возникновения К. известно мало, не исключено, что танец берёт своё начало от хороводов и шествий в честь праздника весны. Первые муз. обр. сделал комп. Дж. Плейфорд в танцевальном сб. «Английский танцевальный учитель» (1651), который затем переиздавался 18 раз вплоть до 1728. К. существовал в двух разновидностях: longway и round. Осн. особенность К. - возможность одноврем. участия любого количества пар, образующих круг (round) или две противоположные линии (longways) танцующих, которые по очереди повторяют известные фигуры танца. Преим. размеры: 2/4, 6/8. Музыка К. варьировалась очень разнообразно. Количество па доходило до неск. сотен. В 1685 появился в Нидерландах и Франции. Наибольшее распространение получил в 1750-62, вытеснив даже менуэт. Общедоступность, живость и универсальность К. (в противоположность придв. танцам - менуэту и паванне, исполняемым одной-двумя парами) сделали его в 18-19 вв. популярным на балах Европы (в т.ч. и России). Это привело к возникновению многочисл. видов К.: кадриль, гросфатер, экоссез, англез, тампет, лансье, котильон, матредур и др. К. называли по-разному: contredance angles - во Франции; Кontertanz frances - в Германии; ecosses - в др. странах Европы. Самый распространённый вид К. - франц. кадриль; участвуют четыре или восемь пар, образующих каре; состоит из пяти или шести фигур; перед каждой фигурой обязательна ритурнель в 8-16 тактов. Мелодии К. часто использовались композиторами-вёрджиналистами как темы вариаций; в балетах - как заключит. номер (опера-балет «Полимия» Рамо, его же балеты «Пигмалион», «Зефир» и др., «Творение Прометея» Бетховена; впоследствии Л. Бетховеном - как тема вариаций ор. 35 и финала Героической симфонии). Муз. форма К. есть и у В. А. Моцарта («Дон Жуан»), Бетховена (12 контрдансов для оркестра), П. И. Чайковского («Евгений Онегин»). Мн. мелодии К. впоследствии подтекстовывались, превращаясь в массовые песни (напр., «Зa ira» - песня Великой франц. революции). Темы К. становились основой водевильных куплетов, песен в балладных операх. К. утрачивает популярность к 1830, но сохраняется в нар. быту, особенно в Англия и Шотландии. В 20 в. благодаря усилиям Об-ва нар. танцев, созданного в Англии в 1911, К. возрождается; издано 100 танцев из «Английского танцевального учителя», получивших распространение в Шотландии, Германии, Сев. Америке. |