КОНТСКИЙ (Кatski) Антон [27 X 1817, Краков - 25X1(7XII) 1889, Иваничи, близ Окуловки, ныне Новгородская обл.] - польский пианист, педагог и композитор. Брат Аполлинария К. Выступал с 6 лет. Жил гл. обр. в России. Учился игре на фп. у Дж. Филда в Москве (1829-30), затем у С. Зехтера в консерватории в Вене. Гастролировал в городах Европы (1849-53). В 1853-67 преподавал в Петербурге, концертировал в рус. провинции (пользовался там наибольшим успехом). Выступал в городах Сибири (при возвращении из предпринятого им в 1896-98 кругосветного турне; К. был первым пианистом, совершившим конц. поездку по муз. центрам всех стран мира). Игра К. отличалась блестящей, «шлифованной» техникой и элегантностью салонного склада (эти качества нашли отражение и в его композиторском творчестве). Исполнял наряду с произв. классиков и ранних романтиков салонные пьесы, танцы и собств. соч. К. создал более 400 фп. произв., оперных фантазий, вариаций, этюдов, танцев и бравурных пьес (особенно популярна «Пробуждение льва» - «Le reveil du lion» - поверхностно эффектный отклик на Революцию 1848 во Франции), ряд романсов, типичных для жанра рус. бытовой музыки (в т.ч. «Нет, не тебя так пылко я люблю!»). Мн. произв. К. составляли основу репертуара рус. любителей музыки сер. 19 в. Среди соч. крупной формы (менее популярных) - 2 муз. комедии, симфония, орк. увертюры, 2 фп. концерта. К. - автор неск. педагогич. пособий для начинающих, в т.ч. фп. школы, а также статей по вопросам фп. педагогики, печатавшихся в «Музыкальном и театральном вестнике». КОНТСКИЙ (Кatski) Аполлинарий [23 X 1825, Краков - 29 VI 1879, Варшава] - польский скрипач, композитор, дирижёр и общественный деятель. Отец К., музыкант-любитель, составил из своих детей группу концертирующих «вундеркиндов». К. выступал с 4 лет с братьями Каролем (скрипачом, его первым учителем; 1815-1867), Станиславом и Антоном Контскими (пианисты), сестрой Евгенией (певица) в Варшаве, Риге, Петербурге и Москве (1829- 1830), затем в Вене, Мюнхене, Париже и Лондоне. В 1838-48 концертировал во Франции, заслужив признание Г. Берлиоза и Дж. Мейербера. Дважды игру юного К. слушал Н. Паганини, давший высокую оценку его исп. и завещавший ему одну из своих скрипок и ряд рукописных произв., которые впоследствии получили известность благодаря исп. К. С 1850 К. снова концертировал в России. Вокруг исполнительского стиля К. развернулась полемика в рус. печати (положит. отзывы А. Н. Серова, Н. Б. Голицына, А. Г. Рубинштейна). К. стремился выявить новые выразит. возможности скрипки путём применения монохорда (с одной басовой струной) и «пентикорда» (так К. наз. пятиструнную скрипку), для которых он написал ряд оригинальных сочинений. В 1852-60 К. - придв. солист в Петербурге; он гастролировал в России и муз. центрах Европы; организовал циклы камерных концертов, в которых вместе с ним участвовали Т. Лешетицкий, А. Г. Рубинштейн, А. С. Даргомыжский. В 1860 организовал и возглавил струн. квартет, одновременно выступая как солист и в ансамбле с дочерью - пианисткой Вандой К. в польских и рус. городах. С 1861 жил в Варшаве, осн. там Муз. институт, был его первым директором (до конца жизни), ведя большую организац. и пед. работу. Среди учеников К. - С. Барцевич, С. Таборовский, А. Коман, З. Носковский, X. Шульц и др. В 1878 вместе с Г. Венявским участвовал в «Русских концертах» на Всемирной выставке в Париже. Игра К. отличалась виртуозным блеском, но критика отмечала в его стиле элементы салонности и стремление к внешним эффектам. Наиболее успешно исполнял собств. виртуозные пьесы и произв. Паганини. К. - автор концерта для скр. с орк. (рукоп.), квартета для 4 скрипок, фантазии, 24 этюдов-каприсов для скр. с фп., мн. скрипич. виртуозных пьес, в т.ч. «Воспоминание о Петербурге»; транскрипций, вариаций и фантазий на темы опер М. И. Глинки, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера; салонных программных произв., мазурок и др. танцев. |