КОПЕНГАГЕН (Кшbenhavn) - столица Дании. 1318 тыс. жит. (с пригородами, 1972). Один из старейших культурных центров Сев. Европы. С 15 в. при корол. дворе служили проф. трубачи. Позже был создан придв. ансамбль (в составе органиста, трубача и скрипача), из которого возник оркестр Корол. капеллы; при ней сформировался хор (к нач. 17 в. - ок. 30 певцов). Капеллой руководили первые дат. музыканты - М. Борхгревинк, М. Педерсен, X. Нильсен, Я. Эрн, X. Брахрогге; с нею выступали также приезжавшие в К. иностр. композиторы - англичанин Дж. Дауленд и немец Г. Шюц. Во 2-й пол. 16 в. в К. выходят первые сб. духовных песнопений и музыки для дух. инструментов. С нач. 17 в. регулярно давались придв. театр. представления с музыкой и балетом (по франц. образцу), которые положили начало богатой хореографич. традиции Дании и подготовили почву для развития оперного театра. Первые оперные спектакли пост. в 1655; в 1689 построен театр для оперных представлений (сгорел после второго спектакля). Значит. расцвет муз. жизни наступает в 18 в. В 1713 было построено спец. здание, в котором выступали приезжие оперные труппы. Спектакли ставились также во дворцах знати. В 1722-28 в К. работал нац. театр «Датская сцена»; в открывшемся вновь в 1748 оперном театре (с 1770- Королевский театр) гастролировала гамбургская труппа, затем (до 1756) - итал. оперная труппа П. Минготти. Её капельмейстерами и композиторами были крупные иностр. музыканты, в т.ч. К. В. Глюк (1749), П. Скалабрини, Дж. Сарти (последний сыграл важную роль в укреплении труппы и её связей с придв. капеллой, оркестр которой стал участвовать в оперных спектаклях). С 1770 основу репертуара составляли итал. оперы, а также (в последние десятилетия 18 в.) зингшпили работавших в К. нем. и дат. композиторов - И. Э. Хартмана, И. А. П. Шульца, Ф. Л. Э. Кунцена. В кон. 18 в. центром муз. жизни К. становится Корол. театр (назв. получил в 1770); с 1775 здесь ставятся балеты, с 1786 - оперы, преим. французский композиторов, нем. и австр. зингшпили. В 18 в. создаются муз. объединения, в т.ч. Датское муз. общество (рук. Хольберг), Муз. общество (осн. в 1744, рук. Й. А. Шейбе), конц. организация под рук. Р. Иверсена и др. В кон. 18- нач. 19 вв. получили распространение муз. клубы, в т.ч. «Конгенс клуб» (рук. К. Шалль, дирижёр оркестра Корол. театра). В нач. 19 в. высокого уровня достигли Корол. театр и капелла. В 1841 были объединены придв. театр и оркестр. Балетная труппа приобрела известность за пределами Дании благодаря деятельности выдающегося балетмейстера А. Бурнонвиля, осуществившего в К. в 1830-60-е гг. пост. ряда нац. балетов Й. Ф. Фрёлиха, Н. Гаде, Й. П. Э. Хартмана и др. Репертуар оперной труппы с 1870-х гг. стал пополняться произв. дат. композиторов. Муз. представления давались также в Казино и в Нар. театре (открыты в 1848 и 1857). В нач. 19 в. старые муз. общества прекращают своё существование, возникает ряд новых, опирающихся на более широкие демократич. круги. В первые десятилетия 19 в. конц. жизнь ограничивалась гл. обр. эпизодическим исполнением кантат и ораторий силами Корол. капеллы и артистов театра (в помещении Корол. театра и в Придв. церкви). В это время выдвигаются комп. и дирижёр К. Э. Ф. Вайсе, работавший органистом в соборе и руководивший исполнением кантат и симф. произв., а также живший в К. (1810-32) немецкий композитор (позднее - придв. камер-музыкант, профессор) Ф. Кулау, зингшпили которого часто шли в Корол. театре (наряду с операми композиторов 18 в.). В К. гастролировали крупные европ. музыканты; в 1820 здесь состоялось первое публичное исполнение увертюры К. М. Вебера к его опере «Вольный стрелок» в присутствии автора. К сер. 1830-х гг. конц. жизнь становится более интенсивной, изменяются её формы. В 1836 было основано Муз. объединение («Музикфоренинген»), которое вначале пропагандировало совр. дат. музыку, приглашая оркестр Корол. капеллы, а вскоре превратилось в ведущую конц. организацию, сформировало собств. симф. оркестр (существовало до 1931). С 1843 функционировал созданный комп. X. К. Люмбью проф. оркестр лёгкой музыки в летнем театре парка Тиволи. В 1851-1934 работало общество «Сесилия», осн. по инициативе X. Рунга, культивировавшее хор. музыку 16-18 вв. С 1839 функционировало Студенч. певч. объединение, с 1843 - хор. общество ремесленников «Хондвэркерфоренинген», с 1845 - Скандинавский хоровой союз, исполнявший музыку народов Скандинавских стран, с 1868 - Об-во камерной музыки, осн. чеш. виолончелистом и композитором Ф. Нерудой. Во 2-й пол. 19 в. решающее влияние на муз. жизнь К. оказала деятельность крупнейшего представителя датской музыка Н. Гаде, который возглавлял Муз. объединение (1850-90), дирижировал мн. симф. концертами общества (исполнял гл. обр. сочинения нем. романтиков). По приглашению Гаде в К. гастролировали И. Брамс и др. известные музыканты. В это же время создавались муз. объединения, популяризировавшие новую музыку, среди них - «Симфония» (здесь впервые были исполнены мн. сочинения К. Нильсена), «Эвтерпа», Копенгагенское конц. общество (1874-93). Развитию муз. жизни К. способствовала деятельность И. Свенсена, возглавлявшего в 1883-1908 Корол. театр. По его инициативе репертуар театра обогатился произв. Р. Вагнера, Дж. Верди и др. Оркестр начал регулярно выступать с симф. концертами (позже им руководил К. Нильсен). Конц. деятельность развивали также Датское конц. общество и Филармонич. общество (с 1901). Помимо проф. музыкантов, в концертах принимали участие любительский Академич. оркестр (осн. 1899) и любит. хоры. В 19 в. в К. были осн. первые дат. муз. уч. заведения, возникшие на базе школы при Корол. капелле и класса пения (существовал с 1773 при Корол. театре). Один из руководителей этого класса - итальянец Д. Сибони - основал муз.-драм. школу, пользовавшуюся известностью за пределами Дании (работала в 1827-42), Однако лишь в 1866 было осн. на средства меценатов первое постоянное муз. уч. заведение, преобразованное в 1867 в Корол. дат. консерваторию музыки. Под рук. Н. Гаде и К. Нильсена деятельность консерватории к кон. 19 в. достигла высокого уровня. В 1898 открыто Муз.-педагогич. общество с разл. муз. классами. В 1896 в Копенгагенском университете начал читать лекции по истории музыки А. Хамерик (в 1924 создана постоянная кафедра). В 1920-30-е гг. все муз. общества, не имея материальной базы (опирались на сравнительно узкие круги любителей музыки), распадаются. Создаются коллективы при Гос. радио - симф. оркестр (осн. в 1928, с 1934 давал еженедельные открытые концерты), Большой хор и Хор мадригалистов (осн. в 1937); организуются симф. оркестры Копенгагенского конц. общества (осн. в 1937) и парка Тиволи (стал самостоят.); важную роль в подъёме художеств. уровня оркестров сыграли работавшие в К. иностр. дирижёры - Н. А. Малько и Ф. Буш, дат. музыканты И. Андерсен, Ф. Шнедлер-Петерсен, С. X. Фелумб. Деятельность этих коллективов определяла характер конц. жизни К. и после 2-й мировой войны 1939-45. Высокий профессионализм отличал Корол. капеллу, к-рая к 1960-м гг. участвовала в театральных спектаклях и давала самостоят. концерты. Среди хоров выделялись «Бель канто» (1906), «Датские музыканты» (с 1918), им. Палестрины (1922-35), муж. хор и хор мальчиков под рук. М. Вёльдике (с 1924). В 1943 осн. камерный оркестр «Коллегиум музикум». В К. работают неск. организаций, пропагандирующих новую музыку, в т.ч. Об-во молодых музыкантов с собств. симф. оркестром (осн. в 1920 на базе Дат. конц. общества, 1901), а также Филармония, общество (1920-34), хор и оркестр Дат. радио (с 1925). После 2-й мировой войны муз. жизнь К. интенсивно развивается. Сюда приезжают мн. гастролёры. Помимо концертов и спектаклей Корол. театра, ставятся оперетты и муз. пьесы в небольших театрах. К. сохраняет значение крупнейшего центра хореография, искусства. Ежегодно проводятся Копенгагенский балетный фестиваль (в марте - апреле) и Корол. дат. фестиваль музыки и балета (в мае). Периодически проводится также Междунар. конкурс дирижёров им. Н. А. Малько (с 1965), Фестиваль камерной музыки общества «Коллегиум музикум». В совр. К. сосредоточена б. ч. муз. организаций и уч. заведений Дании. Работают Корол. театр, при котором в 1909 осн. оперные классы, Корол. дат. консерватория (с 1948 - Гос. консерватория). Датское муз. общество (с 1903; в 1954 преобразовано в Датское музыковедч. общество), Дат. союз музыкантов (с 1911), Датское хор. общество (с 1911), Союз дат. композиторов (с 1913); проф. союзы орк. музыкантов (с 1874), Ассоциация муз. педагогов (с 1898), исполнителей-солистов (с 1921), Оперная академия (1956) для подготовки оперных певцов, Ин-т музыковедения при университете и др. Богатыми собраниями книг, нот и фономатериалов обладают Корол. б-ка, Публичная б-ка, Нац. фонотека. Коллекции муз. инструментов и материалов хранятся в Музее истории музыки (осн. в 1898 А. Хамериком) и собрании Карла Клаудиуса. Среди журналов - «Dansk Musiktidsskrift» (1925-59). |