КОПЛЕНД (Copland) Аарон (р. 14 XI 1900, Нью-Йорк) - американский композитор. С 1913 учился у В. Витгенштейна и К. Адлер (фп.), с 1917 - у Р. Гольдмарка (композиция). В 1921-24 брал уроки композиции у Н. Буланже в Париже. С 1924 ведёт широкую муз.-обществ. деятельность в Нью-Йорке. В 1927-37 читал лекции в Новой школе социальных исследований в Гарвардском и Принстонском университетах, организовал серию концертов (совм. с Р. Сешнсом - «Копленд - Сешнс консертс», 1928-31) для пропаганды амер. музыки, Лигу и Союз амер. композиторов, Союз авторов и издателей (1937). Зам. директора и рук. классов композиции Беркширского муз. центра в Танглвуде. Выступал с произв. композиторов США как пианист, дирижёр и лектор в странах Лат. Америки (в 1941 и 1947). Творчество К. отражает особенности развития музыки США в 1920-70-х гг. Он прошёл сложную эволюцию, последовательно претворив разл. влияния - неоклассицизма И. Ф. Стравинского (1-я симфония), франц. музыки 1920-х гг., усвоенные им в Париже, воздействие джаза («Музыка для театра», 1925; фп. концерт); в кон. 1930-40-х гг. обратился к амер. фольклору, ковбойским песням и новоангл. гимнам (балеты «Родео», «Аппалачская весна», «Парень Билли»; музыка к фильму «Полярная звезда») и использованию нар. музыки Лат. Америки («Салон Мексико» - «El salon Mexico», 1936; «Данцон Кубано» - «Danzon Cubano», 1942). В стилистически многообразном творчестве К. имеются и яркие эффектные произв., патриотич. сочинения («Портрет Линкольна», 1942; «Фанфары обыкновенному человеку», 1943), и светлая лирика (3-я симфония). Однако эта стилистич. разнородность - не эклектика, она обусловлена стремлением внести в музыку новые веяния времени, попыткой во все периоды творчества быть понятным амер. публике, иметь с ней творч. контакт. Для К. характерно чуткое проникновение в бытующие интонации разных народов, населяющих США. Одним из первых амер. композиторов К. понял важность создания американской национальной музыки. К. - автор 5 книг, в т.ч. о новой музыке. Соч.: оперы - Второй ураган (The second hurricane, 1937, Нью-Йорк); Ласковая земля (Tender land, 1954, Нью-Йорк); балеты - Парень Билли (Billy the kid, 1938, Чикаго), Родео (1942, Нью-Йорк), Аппалачская весна (Appalachian Spring, 1944, Вашингтон), Танцующие панели (Dance panels, 1963, Мюнхен); для орк. - 4 симфонии (Танцевальная - Dance Symphony, 1925, осн. на музыке непост. балета «Грог»; 1-я, 1928; 2-я, Короткая, - Short Symphony, 1933; 3-я, 1946), Увертюра на открытом воздухе (Outdoor overture, 1938), Симфоническая ода (Symphonic ode, 1929, 2-я ред. 1955), орк. вариации (1957), Подразумеваемое (Connodations, 1962), сюита Музыка для Большого города (Music for a Great City, 1964), Эмблемы (Emblems, для воен. симф. орк., 1964); для инстр. с орк. - симфония для органа и орк. (1924), концерты - 2 для фп. (1926, 1950), для кларнета, струн. оркестра, арфы и фп. (1948); камерные ансамбли - Нонет (1960), фп. секстет с кларнетом (на основе музыки Короткой симфонии), фп. квартет (1950), 2 пьесы для струн. квартета (обе 1928), фп. трио Витебск на евр. темы (1929), соната для скр. и фп. (1943); пьесы для скр. и фп.; для фп. - пассакалья (1922), вариации (1930), Воскресная послеобеденная музыка (Sunday afternoon music, 1936), Юные пионеры (Young pioneers, 1936), Эпизод (Episode, 1941), соната (1941), Фантазия (1957); симфония для органа; для голоса с орк. Старые американские песни (Old American songs, I - 1950; II - 1952); хоры; 12 романсов с фп. на сл. Э. Дикинсон (1950); песни; музыка для драм. театра, спектаклей кукольного театра, для кино. Лит. соч.: What to listen for in music, N. Y., 1939, N. Y., 1963; Our new music, N. Y., 1941 (дополнен. издание - The new music 1900-1960, N. Y., 1968); Music and imagination, Camb., (Mass.), 1952, N. Y-L., 1959 (в рус. пер - Музыка и воображение. Главы из кн.: Одаренный слушатель, Звучащий образ, Художник и интерпретатор, «СМ», 1968, NoNo 2-4); Copland on music, N. Y., 1960, 1963. |