КОРЕЩЕНКО Арсений Николаевич [6(18) XII 1870, Москва - 6 I 1921, Харьков] - русский композитор, пианист, педагог, дирижёр и муз. критик. В детстве занимался по фп. у Н. С. Зверева. Окончил Моск. консерваторию в 1888 по классу фп. у С. И. Танеева, в 1891 - свободного сочинения у А. С. Аренского. В 1894-96 зав. муз. отделом газ. «Московские ведомости» (опубл. св. 200 статей и рецензий, посвященных отечеств. и зарубежной музыке). Его муз.-критич. деятельность отличалась прогрессивной направленностью, демократизмом. В 1891-94 преподавал в Моск. консерватории (общие муз.-теоретич. предметы), а также в Николаевском институте (фп.) и Синодальном уч-ще (муз.-теоретич. предметы). В 1906-19 профессор Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. общества, где вёл классы теории композиции (среди учеников - М. М. Багриновский, А. М. Дзегелёнок, Н. А. Гарбузов, Б. Б. Красин, Г. Г. Лобачёв, B. В. Пасхалов) и фп. В 1919-21 профессор (композиция и фп.) и ректор Харьковской консерватории (Муз. академии). Творчество К., не отмеченное яркой самобытностью, развивает традиции П. И. Чайковского, А. С. Аренского. Для его музыки характерны опора на песенно-романсовые интонации, искренность высказывания, жанровая определённость. Лучшее в наследии К. - вок. и фп. лирич. миниатюры; известностью пользовались опера «Ледяной дом», балет «Волшебное зеркало». К. выступал как пианист-солист и ансамблист: в трио с И. В. Гржимали (позже К. К. Григоровичем) и А. А. Брандуковым, с певцами - Ф. И. Шаляпиным, C. И. Мигаем и др. К. записывал и изучал фольклор народов Кавказа; был организатором и дирижёром концертов арм. и груз. музыки в Москве (исполнялись, в частности, его обр. песен для хора и оркестра нар. инструментов, оригинальные симф. сочинения на арм. и груз. темы). Был чл. Музыкально-этнографич. комиссии при Моск. университете, писал о музыке Востока. Соч.: оперы - Пир Валтасара (1891, пост. 1892, Большой театр, Москва; клавир под назв. Последний день Бель-саруссура, 1892), Ангел смерти (по М. Ю.Лермонтову, 1893), Ледяной дом (либр. М. И. Чайковского, пост. 1900, Большой театр, Москва); балет - Волшебное зеркало (либр. М. И. Петипа, пост. 1903, Мариинский театр, Петербург; 1905, Большой театр, Москва); кантата - Дон Жуан (на текст из поэмы А. К. Толстого); для орк. - Лирическая симфония (ор. 23), Армянская сюита (ор. 20), Фантастическая сюита (ор. 21), 2 симф. картины; концерт-фантазия для фп. с орк.; струн. квартет; пьесы для фп.; хоры; романсы; музыка к драм. спектаклям и др. Л. З. Корабельникова. |