КОРЕЙСКАЯ МУЗЫКА. Музыкальное искусство корейского народа уходит корнями в глубокую древность. В средние века оно формировалось во взаимодействии с муз. культурой Китая, Японии и др. стран Дальнего Востока, а в новейшее время - также с европ. муз. культурой. Ладовое строение классич. и нар. К. м. основывается на пентатонике, обогащенной разнообразными элементами хроматизма. В К. м., как и в некоторых др. вост. муз. системах, отсутствует основной тон, однако звуковая шкала включает полутоновые интервалы. Пентатонич. ряд может начинаться на любой ступени хроматич. гаммы. Пентатонич. происхождение К. м. восходит к др.-кит. натурфилософскому учению о пяти стихиях (первоэлементах) мироздания, которым соответствовал пентатонич. звукоряд: кун, сан, как, чхи, у. Очень богат кор. инструментарий. Кроме исконно кор., в нём много инструментов иностр. (преим. кит.) происхождения, которые корейцы неск. модифицировали. Традиц. нац. инструменты делятся на 8 осн. групп в зависимости от материалов, используемых для их изготовления: металлич., каменные, шёлковые, бамбуковые, из тыквы-горлянки, глиняные, кожаные, деревянные. Классификация инструментов в осн. соответствует европейской. Струнные инструменты: щипковые - самый популярный в Корее 12-струнный каягым и больший по размеру кахёнгым, напоминающие гусли; 5-, 7-струнный кым, предшественник цитры; 25-струнный сыль и 13-16-струнный тэджэн типа настольных гуслей; 4-струнные танпипха и вольгым из лютневого семейства; конху типа арфы с неск. разновидностями (21-струнный сугонху, 13-струнный вагонху и др.); смычковые и ударные - 6-струнный комунго (или хёнгым), очень популярный в Корее, похожий на гусли; 7-струнный аджэн типа виолончели; 5-струнный хянпипха (кор. лютня); 2-струнный хэгым типа скрипки; янгым из рода цимбал. Духовые инструменты: тэгым (или чоттэ), танджок, чи и короткий як из рода поперечных флейт; многоствольная (из 16 бамбуковых трубочек) флейта со; разнообразные свирели - тхунсо, тансо и др.; напоминающие гобой хянпхири, танпхири и миниатюрный сепхири; тхэпхёнсо (или наллари, сэнап) - род упрощённого кларнета с двойной тростью; рожок напхаль; глиняный хун типа окарины; спиральная раковина нагак. Духовые язычковые инструменты: сэн (или сэнхван), состоящий из 16 бамбуковых трубочек с бронзовыми язычками. Ударные инструменты: пластиночные (из нефрита или металла) - пхёнгён и панхян, представляющие собой набор гонгов; тхыккён типа одиночного каменного гонга углообразной формы; самозвучащие (колокола и гонги) - наборы бронзовых колокольчиков пхёнджон и тхыкчон; набор из 10 медных гонгов улла; металлич. гонги тэгым, согым (или кквэнгвари) и чин; пак из рода хлопушек-кастаньет, деревянное било чхук и деревянный стоппер «о» (в форме тигра с 27 зубьями на спине, по которым водят бамбуковой палкой); перепоночные мембранные барабаны - самый популярный катушкообразный двусторонний чанго и близкий к нему кальго; двусторонние боковые чинго и чольго, односторонние горизонтальные чунго и кёбанго, двусторонние боковые чваго, сакко и ынго, 6- и 8-гранные нвего и ёнго, набор из 2 двусторонних барабанчиков ного; большой двусторонний боковой конго и малый то, а также наборы из 2, 3 и 4 двусторонних боковых барабанчиков нодо и др. Все перечисленные инструменты в разл. сочетаниях входят в состав оркестров и ансамблей К. м. В процессе историч. развития в Корее сложились определённые жанры придв. и нар. музыки. Осн. жанрами придв. музыки в феод. Корее были танак (танская, или кит. нар., музыка), хянак (местная, или кор. нар., музыка) и аак (изящная музыка). Правители Кореи, следуя конфуцианскому принципу «музыка помогает управлению страной», способствовали канонизации этих жанров, которые к 15 в. были возведены в ранг гос. официальной музыки. Танак проник на Корейский п-ов из Китая ок. 8 в. н.э. Предположительно, он имел гептатонич. звукоряд довольно простой по ритму. Во время торжеств. церемоний и обрядов оркестр танак на пластиночных и самозвучащих ударных инструментах и многоствольных флейтах исполнял старинные кит. нар. мелодии - «Год великого спокойствия», «Встреча восьми бессмертных», «Многие лета» и др. Хянак возник в кор. гос-вах ок. 5 в. н.э. и был, по-видимому, пентатонич. строя. Осн. инструментарий хянак - каягым, тхунсо, пипха, чанго. Оркестр хянак исполнял обычно во время танцев и развлечений старинные кор. мелодии («Тондон», «Река Есонган» и др.). В 15 в. в репертуар этого муз. жанра были включены дифирамбич. и панегирич. песни (акчан каса). Рафинированный жанр аак был ввезён из Китая в 11 в. Гептатонич. мелодия конфуцианского содержания в аак начиналась и заканчивалась на одной и той же ноте. Оркестр аак отличался богатством муз. инструментов, причём некоторые из них - сыль, хун, пхёнджон, пхёнген, тхыккён, панхян применялись только здесь. В этом жанре выделяются культовая (звучавшая при совершении конфуцианского ритуала), военная, парадная и банкетная музыка. Из светской музыки была распространена чонак - камерно-инстр. форма, ведущая своё происхождение от буддийской мелодии «Ёнсан хвесан»; чонак исполняли и самостоятельно, и в виде аккомпанемента к танцам либо на струнных инструментах типа комунго, либо на духовых - типа пхири. Нар. музыка отличается богатством содержания, выразит. средств и манерой исполнения. Среди инструментальной нар. музыки своеобразен жанр санджо, предназначенный для сольного исполнения на каягыме или на флейте в сопровождении барабана чанго (распространён на юге страны). Произв. этого жанра состоят из трёх частей: медленной, средней и быстрой. К инстр. жанру относится также нонак («крестьянская музыка»), исполнявшаяся почти исключительно крестьянскими духовыми оркестрами (обязательно наличие чанго) во время нар. сельских праздников. Один из видов вок. музыки кагок - лирич. песня, исполнявшаяся проф. певцами под аккомпанемент оркестра нар. инструментов; сиджо («современные напевы») - трёхстишия (мелодия стандартна: 3-4-3-4 такта в строке) - под ритм чанго; каса («песенные строфы») - длинные поэмы эпич. характера, которые исполнялись под аккомпанемент флейты и барабана чанго. Из муз.-драматич. представлений в 18-19 вв. был популярен пхансори - кор. нар. драма, в которой синкретически слились муз. драма и нар. песенный сказ; актёр пхансори под ритм чанго передавал содержание инсценированного произв., чередуя пение с чтением нараспев, сопровождая рассказ танц. и мимич. движениями. Позже на основе пхансори развилась кор. муз. опера чхангык. Наиболее распространённой и популярной была и остаётся нар. песня - минё. Сохранились песни героико-патриотич., лирич., драматич., шуточные. Имеется много вариантов нар. песен, в зависимости от района распространения (напр., «Ариран», «Тораджи»). Большинству песен присущи развитый и гибкий мелодия, рисунок, прерывистый ритм; в метрике преобладают размеры 3/4, 3/8, 6/8 но в трёхдольный метр вплетаются двух- и четырёхдольные построения; припев нередко выступает как запев. Наряду с сольным (одноголосным) пением распространено и хоровое (многоголосное). Певцы пользуются своеобразными приёмами - фальцет, гортанные звуки, глиссандо, вибрация звука. В кон. 18 в. среди гор. населения получил развитие один из видов нар. песни - чапка («сложная песня»). По форме похожая на каса, она представляла собой венок из нар. песен, исполнявшийся проф. танцовщицами - кисэн. Разнообразна по мелодике и ритму оркестровая танц. музыка - санхён. В кор. танц. музыке три композиц. формы: ёмбуль (или хончхонсу), с медленной и плавной мелодией, повторяющейся на муз. инструментах типа сэнхван или тансо; тхарён, с богатыми ритмами песен чапка и пхансори; куткори, с быстрой, стремительной мелодией, к-рая сопровождала танцы кор. шаманов. Археологич. находки, кит. и кор. историч. источники свидетельствуют, что задолго до н.э. у др.-кор. племён существовали церемонии, сопровождавшиеся музыкой, песнями и танцами. Были, напр., ритуальные действа, связанные с жертвоприношениями небу у сев. племён пуё в 12-ю луну - ёнго (встреча барабана), у племён мэк в 10-ю луну - мучхон (танец неба) или нар. празднества в 5- и 10-ю луны у юж. племён чинхан по случаю начала и окончания полевых работ. Основы К. м. были заложены в период 3-х кор. феодальных гос-в - Когурё, Пэкче и Силла (1 в. до н.э. - 7 в. н.э.). В настенной живописи когурёских гробниц (4-6 вв.) сохранились изображения более 20 разл. видов муз. инструментов (комунго, ванхам из лютневого семейства, флейты, трубы, барабаны), а также танцев и большого оркестра (до 250 чел.). Предполагают, что в Когурё была распространена военная и танц. музыка. Сохранились записи о популярных мелодиях в Когурё. Большое значение для развития муз. культуры имела деятельность сановника Ван Санака (3-4 вв.), с именем которого связано создание комунго. Ему приписывают также свыше 100 мелодий. Чрезвычайно скудны данные о музыке в Пэкче. Известно только, что она впитала в себя элементы муз. культуры юж.-кор. племён хан и Китая. Более подробны сведения о муз. жизни Силла. В столице (совр. г. Кёнджу) устраивались концерты дворцового оркестра, включавшего до неск. сот инструментов. Распространение получили героико-эпич., дифирамбич., трудовые песни. Значительна была роль музыки в театре масок (тхальчхум) и придв. спектаклях хваранов (юношей из аристократич. семей). Массовые нар. танцы туре-нори исполнялись в сопровождении крестьянского оркестра. Осн. муз. инструментами были комунго, чоттэ, пипха. Силлаский музыкант и композитор Урык (6 в.) изобрёл каягым, хянпипха и некоторые др. муз. инструменты, оказавшие существенное влияние на развитие кор. инстр. музыки. Кроме сюиты из 12 развёрнутых композиций (по месяцам года), ему приписываются ок. 100 мелодий. Он воспитал плеяду талантливых исполнителей на каягыме - Нимун, Кего, Чуджи, Мандок. В кон. 5 в. в Силла жил исполнитель на комунго, известный по прозвищу Пэккёль. Музыка 3-х кор. гос-в была широко известна в Китае и Японии. Напр., ещё в 3 в. военная музыка Пэкче оказала влияние на развитие япон. музыки; в 453 из Силла был отправлен в Японию оркестр в составе 80 чел. После объединения страны под эгидой Силла (7 в.) наступает период утверждения феодализма, происходит формирование муз. культуры кор. народности. Возникает новая форма песенной поэзии на кор. яз. - хянга («песни родной стороны»). В более поздних записях дошли до нашего времени 25 произв. хянга, напоминающих народные (шаманские) заклинания, буддийские молитвословия и панегирики. Стандартная форма хянга включала 10 строк, чётко делившихся на 3 части (первые две пелись соло, заключит. часть исполнялась, вероятно, хором). Получила дальнейшее развитие инстр. музыка. Мелодии, исполнявшиеся на каягыме и комунго, тщательно собирались и классифицировались по жанрам. Очень популярными муз. инструментами в Силла были также чоттэ, пак и большой барабан тэго. Развитие музыки и танцев привело к созданию вокально-танц. ансамблей, состоявших из 3-4 музыкантов-аккомпаниаторов, 1-2 танцоров и неск. певцов. Выдающимся музыкантом этого времени был Ок По Го (7-8 вв.), автор 30 муз. пьес на комунго, в т.ч. таких, как «Южное море», «Осенний вечер». Игрой на комунго прославились его ученики Сок Мён Дык и Кви Гым. В период объединённого Силла на развитие К. м. влияние оказала музыка танского государства. В свою очередь К. м. пользовалась известностью за пределами страны - в Китае, Японии и Индии. С созданием единого централизованного феодального гос-ва Корё (10-14 вв.) муз. культура переживает период подъёма. В 1114 К. м. обогатилась муз. инструментами, гл. обр. духовыми и струнными, присланными из Китая в подарок корёскому правителю. При дворе был организован большой ансамбль (216 чел.), который во время ритуалов и празднеств исполнял на этих инструментах «изящную музыку». В придворной музыке развиваются жанры хянак, танак и аак. Наблюдается расцвет и танц. искусства. Наряду с ритуальными музыкой и танцами во время традиц. праздника фонарей (ёндынхве) и буддийского действа (пхальгванхве) был популярен жанр песенно-танц. пьес (камугык). В феодальной сословной иерархии к музыкантам и танцовщикам относились как к «презренному» люду. В период Корё музыканты и актёры объединялись в цеховые организации. В 13-14 вв. получила развитие новая форма кор. песенной поэзии - корё каё («песни Корё»), циклич. песни с рефреном. Сохранилось более 20 произв. лирич. содержания, в т.ч. «Тондон», «Касири», «Чхонсан пёльгок». Их творцами и исполнителями были танцовщицы - кисэн. В 1370 в Корее обновляется набор муз. инструментов, появляются образцы сунской и минской музыки. Известными исполнителями на комунго в этот период были Аян, на каягыме - Тэохян и Оккихян, на чоттэ - Мунтхак, на пипха - Ким Сон, на чанго - Соль Вон. В конце 14 в. из танцевальных пьес в масках развились своеобразные нар. представления сандэгык («пьесы у подножия гор»), в которых воедино были слиты нар. музыка, танцы, пантомима и занимательные рассказы. Но в последний период Корё из-за войн и междоусобиц музыка пришла в упадок. С воцарением династии Ли (1392-1910) конфуцианство приобретает статус официальной идеологии, и развитие конфуцианской канонич. музыки становится постоянной заботой правящей элиты. При дворе создаётся Муз. палата (Акки тогам; с 1466 - Чанагвон). С периода правления просвещённого монарха Седжона (1418-50) начинается «золотой век» кор. культуры. Выдающийся вклад в развитие К. м. внёс в этот период Пак Ён. По повелению Седжона он привёл в порядок и усовершенствовал муз. инструменты (65 видов), собрал и классифицировал мелодии придв. и нар. музыки. В 1432 он создал своеобразную систему нотной записи, благодаря которой в Корее сохранились самые старые на Дальнем Востоке образцы музыки (корейской и китайской). Нотные записи помещены в «Летописи правления Седжона». В самой музыке происходит качественный скачок: вместо пентатонич. ряда Пак Ёном вводится хроматич. звукоряд из 12 тонов. Со всей страны собираются в столицу талантливые музыканты. Придв. оркестр духовых и струнных инструментов разрастается до 350 чел. В 1493 группой придворных учёных во главе с Сон Хёном была составлена кор. муз. энциклопедия «Акхак квебом» («Основы музыкознания») в 9 тт., в которой систематизированы все достижения К. м. В ней собраны сведения по теории кор. и кит. музыки, об устройстве муз. инструментов с классификацией их по жанрам придв. музыки, даётся описание кор. и кит. танцев, состава оркестра, их реквизита и др. Эта энциклопедия является осн. источником для изучения музыки ср.-век. Кореи. В 15-16 вв. в сольном исполнении были популярны как короткие гимны, представлявшие собой фрагменты из од и трёхстиший - сиджо, так и длинные эпические каса. В нач. 16 в. значит. развитие получает музыка, к-рую сочиняли танцовщицы - кисэн на основе нар. мелодий. В 17-18 вв. наблюдается небывалый расцвет нар. песенного творчества (разл. виды минё). Появляются певцы-профессионалы. В 18-19 вв. распространёнными жанрами были чапка, мелодии которой различались в зависимости от места их бытования («Сантхарён», «Пэттараги»), тальгори («песни времён года»), исполнявшиеся на нар. празднествах, и тхарён. Среди гор. дворян была популярна камерная музыка (чонак), её играли небольшие оркестры. Одним из виртуозов игры на каягыме был Ким Джан Джо, прославившийся за пределами Кореи. Во 2-й пол. 19 в. возникает новый жанр инстр. музыки - санджо. В области муз.-драматич. искусства наивысшего расцвета достигает пхансори. В 18 в. были известны выдающиеся мастера исполнения пхансори: Ха Хан Дам, Чхве Сон Даль и Квон Сан Дык. В их творчестве песенные элементы стали преобладать над речитативными. Эту тенденцию развили в 19 в. Ко Су Гвон, Mo Хын Гап, Сон Хын Нок и др. К сер. 19 в. была детально разработана система голосоведения, основанная на пентатонике, с характерным для неё стилем вокализации. Подлинно новаторским в истории пхансори было творчество Син Джэ Хё, основоположника кор. нац. оперы - чхангык. Он переложил на музыку произв. нар. повествоват. литературы («Сказание о Чхунхян», «Сказание о Сим Чхон» и др.), а также написал ряд муз. драм. Традиции Син Джэ Хё были продолжены в деятельности музыкантов Ли Наль Чхи и Ким Се Джона, а в кон. 19 - нач. 20 вв. муз. ансамбля «Хёмнюльса». В это же время в муз. культуру страны проникает европ. музыка. Проф. музыканты воспитываются в Сеульской консерватории (ранее Муз. палата); среди них известен Мун Джа Док. В некоторых гор. школах вводятся уроки хорового пения, начинают изучаться основы совр. муз. грамоты. |