КОРГАНОВ Василий Давидович [22 I (3 II) 1865, Тбилиси - 6 VI 1934, Ереван] - советский музыковед. Засл. деят. искусств Арм. ССР (1934). Музыке обучался в Тбилиси у Э. Ф. Эпштейна (фп.), И. М. Алиханова и Г. О. Корганова (теория музыки). Выступал в концертах как пианист. В конце 1880-х гг. окончил Военно-инженерное уч-ще в Петербурге, где встречался с выдающимися рус. музыкантами (А. Г. Рубинштейном, Ц. А. Кюи и др.), оказавшими большое влияние на его муз. развитие. По окончании уч-ща работал в Саракамыше, а с 1888 жил в Тбилиси. Здесь К. вёл активную обществ. и публицистич. деятельность как журналист, муз. критик и рецензент в местной периодич. печати, был муз. корреспондентом крупных петерб. и моск. печатных органов (журн. «Баян», «Нувеллист», «Русская музыкальная газета», «Артист» и др.). Чуткий и проницательный музыкант, К. первым отметил дарование молодого Ф. И. Шаляпина (на одном из «ученических музыкальных упражнений» класса Д. А. Усатова в Тбилиси). В сер. 1890-х гг. К. посетил Германию, Австрию, Францию, Италию, встречался с И. Брамсом, Ж. Массне, К. Сен-Сансом, Дж. Верди. В 1891-1901 являлся членом дирекции Тбилисского отделения РМО. В 1900 осн. первый в Закавказье ежемесячный научно-лит. журнал на рус. яз. «Кавказский вестник», сыгравший важную роль в пропаганде культуры народов Кавказа (был редактором и издателем до 1902). В 1902-04 слушал лекции по истории музыки в Берлине у О. Флейшера, М. Фридлендера, И. Вольфа; участвовал в работе Междунар. муз. общества, выступал с докладами о музыке кавказских народов, методах исследования нар. напевов. Возвратившись на родину в 1904, продолжал заниматься муз.-обществ. деятельностью в Тбилиси. В 1925-30 зам. директора Гос. публичной б-ки в Ереване, пред. музсектора Госиздата Армении, профессор-консультант Ереванской консер- ватории. К. - один из основоположников музыковедения в Армении. Круг его науч. интересов - история рус. и зарубежного муз. искусства, проблемы арм. и груз. нар. и проф. музыки, вопросы муз. образования, исполнительства, конц. жизни, связи литературы и музыки. Труды К. содержат богатый фактич. материал, но не свободны от эмпиризма. Сб. статей «Кавказская музыка» - первая работа об арм. и груз. нар. и проф. музыке, привлекшая внимание рус. читателей. Ценным вкладом в русскую дореволюционную бетховениану явилась его капитальная работа «Бетховен» (1909). Соч.: Жизнь и сочинения Людвига ван Бетховена, Тифлис, 1888; Верди. Биографический очерк, М., 1897; А. С. Пушкин в музыке, Тифлис. 1899; Музыкальное образование в России (проект реформ), СПБ, 1899; Моцарт, СПБ, 1900; Кавказская музыка. Сб. ст., Тифлис, 1900, 1908; К пятидесятилетию Тифлисской оперы, [Тифлис], 1902; Бетховен (Биографический этюд), СПБ, 1909; Бетховен, Эривань, 1927; Людвиг ван Бетховен (1827-1927). Иллюстрированный альбом, Эривань, 1927; Чайковский на Кавказе, Ереван, 1940; В. Д. Корганов. Статьи, воспоминания, путевые заметки, биобиблиография, Ереван, 1968. И. М. Ямпольский. КОРГАНОВ Генарий (Януарий) Осипович [30 IV (12 V) 1858, Кварели, Кахетия Груз. ССР - 23 II (7 III) 1890, Ростов-на-Дону] - арм. композитор, пианист и педагог. Учился в Лейпцигской консерватории у К. Рейнеке, С. Ядассона и Венцеля (1874-75); затем в Петербурге у Г. Г. Кросса и Л. Брассена (1877-78). С 1879 жил в Тбилиси, занимался муз. и педагогич. деятельностью, выступал как критик. Творческое наследие К. составляют камерно-вок. и фп. произв. Тематика и стиль его романсов близки Н. А. Римскому-Корсакову и П. И. Чайковскому. Фортепьянное творчество К. связано с восточной городской культурой, в частности с традицией сазандари. Его сочинения отличались изяществом, прозрачностью фактуры, мелодич. выразительностью. Представляет интерес фп. фантазия на кавказские темы - «Баяти». При жизни композитора были изданы 27 опусов его сочинений. КОРГАНОВ Томас Иосифович (р. 6 VII 1925, Баку) - советский композитор. В 1952 окончил Моск. консерваторию по классу теории музыки у В. А. Цуккермана, в 1955 - аспирантуру; композиции учился у В. Я. Шебалина. Автор исследования «Кино и музыка» (1964, совм. с И. Д. Фроловым). Большое место в муз. творчестве К. занимают хоровые произв. Соч.: для голоса с орк. - оратория для детского хора - Я живу на свете (на стихи Э. Э. Мошковской, 1972); для орк. - Весенняя сюита (1956), Маленькая сюита (1968); камерно-инстр. ансамбли - соната для скрипки и фп. (1953), струнный квартет (1960); для хора без сопр. - Лирический хоровой цикл (на стихи А. С. Исаакяна, 1960), цикл Радуга (на стихи Б. С. Дубровина, 1967), цикл Четыре настроения (на стихи Дубровина, Ф. Искандера, А. Т. Твардовского, 1968), цикл Человек (на стихи Дубровина, Л. Н. Мартынова, В. С. Шефнера, 1971), Прелюдия и фуга (1972), цикл для детского хора Я со звёздами (на стихи Э. Э. Мошковской, 1966), 3 хора (на стихи Б. C. Дубровина и Л. В. Некрасовой, 1968), цикл Пять картин (на стихи Мошковской, 1970); романсы, песни (для детей и взрослых), обработки нар. песен (сб. Песни детей Греции, 1961), музыка к спектаклям драматич. театров, фильмам, радиопостановкам. Т. И. Карышева. |