КОРНЕЛИУС (Cornelius) Петер (24 XII 1824, Майнц - 26 X 1874, там же) - немецкий композитор и муз. критик. Род. в семье актёров. В юности был актёром, затем виолончелистом в театре Майнца. В 1844-48 брал уроки композиции у З. Дена в Берлине. Писал муз.-критич. статьи для берлинских журн. «Echo» и «Modesspiegel». В 1852-58 жил в Веймаре, познакомился с Ф. Листом, примкнул к веймарской школе. Сотрудничал в «Neue Zeitschrift für Musik», пропагандируя творч. принципы Листа и Г. Берлиоза. В 1859-64 жил в Вене. С 1865 поселился в Мюнхене, где преподавал композицию в Корол. высшей школе музыки. В 1858 в Веймаре под упр. Листа была исп. опера К. «Багдадский цирюльник» («Der Barbier von Bagdad») - одна из лучших нем. комич. опер 19 в. Наряду с произв. оперного жанра значит. интерес представляют камерные вок. сочинения К. Широкую известность приобрели его песни (особенно цикл «Рождественские песни», 1856), дуэты, хоры (многие из них - на собств. тексты). К. обладал поэтич. талантом. В 1861 издал сб. стихотворений. Перевёл на нем. язык мн. оперные либр., в т.ч. «Служанку-госпожу» Перголези. Соч.: оперы, в т.ч. Сид (1865, Веймар), Гунлод (на сюжет из «Эдды», не оконч.); хоры - Траурный хор (1869), Бетховенская песнь (Beethovenlied, 1870), 3 любовных хора (Liebeschöre, 1872), Песня всадника (Reiterslied, 1873), Отцовская могила (Die Vatergruft, 1874) и др.; песни, в т.ч. циклы Отец наш (Vater unser, 1854), Скорбь и утешение (Trauer und Trost, 1854), Песни невесты (Brautlieder, 1856-59), К Берте (1865) и др. |