КОРОЛЕВИЧ-ВАЙДОВА (Кorolewicz-Wajdowa) Янина (3 I 1880, Варшава - 20 VI 1955, там же) - польская певица (сопрано). Первые уроки музыки получила от матери - певицы Э. Терашкевич. В 1898 окончила Львовскую консерваторию по классу В. Высоцкого. Теорию музыки изучала там же у С. Невядомского, игру на фп. - у М. Солтыса. В 1897 дебютировала на сцене Львовского оперного театра в партии Ганны («Страшный двор» Монюшки). В 1898-1902 солистка оперы в Варшаве. С успехом гастролировала на оперных сценах Европы, Америки, Австралии; выступала в Одессе, Киеве (1905), Петербурге (1906). В оперном репертуаре К.-В. было ок. 70 партий. Лучшие из них - Виолетта, Розина, Дездемона, Маргарита; Амелия («Бал-маскарад»), Леонора («Трубадур»), Эльза («Лоэнгрин»), Маргарита («Мефистофель» Бойто), Шарлотта («Вертер»). Особое место в творчестве К.-В. занимали партии в операх польских композиторов: С. Монюшки, К. Курпиньского, В. Желеньского, И. Падеревского и др. К.-В. обладала красивым ровным и тщательно отработанным голосом широкого диапазона. Её исполнение отличалось виртуозным мастерством, высокой муз. культурой, достоверностью образных характеристик. Как конц. певица К.-В. принимала участие в исполнении монументальных вок.-симфонич. произв. («Stabat Mater» Россини, Реквием Моцарта, Девятая симфония Бетховена и др.), пропагандировала вок. соч. польских композиторов, одна из первых исполняла на эстраде польские нар. песни. В 1922 оставила сцену. В 1917-18 и 1934-36 директор оперной труппы в Варшаве. Иск-во К.-В. способствовало утверждению в Польше нац. оперной музыки. В 30-е гг. по приглашению К.-В. в варшавской оперной труппе выступали В. В. Барсова и М. П. Максакова. Преподавала пение; среди учеников - Ф. Беваль, Е. Чаплицкий и др. В 1958 изданы мемуары К.-В. («Sztuka i zycie. Moj pamietnik»). Соч.: Жизнь и искусство. Воспоминания оперной певицы, пер. с польского, Л.-М., 1965. |