КОРРИДО (испан. corrido, мн. ч. corridos) - песенный жанр, занимающий по своему обществ. и художеств. значению гл. место в мекс. муз. фольклоре. Жанр К. сложился во 2-й пол. 19 в., но окончат. форму приобрёл в годы бурж.-демократич. революции 1910-1917. В этот период возникли революц. К., интенсивно развивавшиеся до нач. 1930-х гг. В них получали отражение все текущие события - от смены правительства до газетного сообщения о положении в том или ином штате страны. Многие из них посв. нац. героям П. Вилье и Э. Сапате. Муз.-поэтич. форма К. восходит к испан. романсу, от которого унаследована его гл. жанровая черта - эпико-повествоват. характер (в народе К. называли «рассказ», «повесть», «история», «воспоминание»). В то же время в К. очень сильно лирич. начало, обусловленное той важной ролью, к-рую играл автор - рассказчик-свидетель, а часто и участник событий, находившихся в центре повествования. С этим связано обилие лирич. отступлений, комментирующих происходящее, обращений к слушателям, носящих назидат. характер, а также ораторский пафос. Лирика К., гражданственная по направленности, порождена историч. условиями бурной политич. жизни Мексики 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Поэтич. форма К. - серия четверостиший, состоящих из восьми сложных хореич. стихов, с рифмами или ассонансами (влияние испан. романса). Иногда четверостишия чередуются с особым типом рефрена. Число четверостиший неограниченно (в зависимости от содержания есть К., имеющие 50 и более четверостиший). Муз. форма проста и индивидуальна по характеру; существует определённое количество как бы общих ритмоинтонационных формул, ладово-гармонич. комплексов, приёмов мелодич. развития, типичных запевов, каденций и др. На основе этих широко известных канонов нар. певцы импровизируют в сопровождении гитары множество новых К. на любую тему. |