КОВАЛЬ (наст. фам. - Ковалёв) Мариан Викторович [4(17) VIII 1907, с. Пристань Вознесения, ныне Подпорожского р-на Ленинградской обл. - 15 II 1971, Москва] - советский композитор. Нар. арт. РСФСР (1969). Засл. деят. искусств Литов. ССР (1954). Чл. КПСС с 1940. В 1925-30 учился в Моск. консерватории (класс композиции M. P. Гнесина); занимался также композицией у Н. Я. Мясковского. В 1925-28 один из организаторов и участников Производственного коллектива студентов- композиторов Моск. консерватории (Проколл). В 1929-1931 входил в Российскую ассоциацию пролетарских музыкантов (РАПМ). В 1948-57 секретарь правления Союза композиторов РСФСР; в 1948-52 гл. ред. журн. «Советская музыка»; в 1956-62 худ. рук. Русского народного хора им. M. E. Пятницкого. В кон. 20-х и в 30-е гг. К. завоевал популярность своими песнями («За морями, за горами», сл. Н. С. Тихонова; «Юность», сл. И. Л. Френкеля; «Качка», сл. Я. З. Шведова). К. стал одним из первых авторов песен и вок. циклов, посв. В. И. Ленину. Основу творчества К. составляют оперные, кантатно-ораториальные, хоровые и камерно-вок. произв., среди них оратория «Емельян Пугачёв» (сл. В. В. Каменского, 1939), на основе которой композитор создал героико-эпич. оперу «Емельян Пугачёв» (1942, Ленинтр. театр оперы и балета, Пермь; Гос. пр. СССР, 1943; 2-я ред. 1955, Моск. муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 1958). Оратория и опера отмечены широтой мелодич. дыхания, использованием элементов рус. фольклора, включают много хоровых сцен. В этих произв. К. творчески развил традиции рус. оперной классики, гл. обр. М. П. Мусоргского. Мелодический дар, способность к доходчивому муз. высказыванию, использование ораторских приёмов вок. письма, а также приёмов нар. многоголосия типичны и для хоровых произв. К. С 1925 выступал как автор статей о музыке. Соч.: оперы - Земля встаёт (муз.-драматич. действие, 1931-32), Емельян Пугачёв (1942, Ленингр. театр оперы и балета, Пермь), Севастопольцы (1946, Пермский театр оперы и балета; 2-я ред. 1949; 3-я ред. под назв. Последний катер, для телепостановки), Граф Нулин (1949), детская опера - Волк и семеро козлят (1939; 2-я ред. 1951; 3-я ред. 1965, Моск. детский муз. театр); балет - Аксюша (1964); для солистов, хора и орк. - оратория Емельян Пугачёв (сл. В. В. Каменского, 1939), кантаты Народная священная война (сл. сов. поэтов, 1941), Чкалов (сл. В. В. Каменского, 1942); для струн. квартета - сюита на рус. нар. темы (1946); для фп. - 10 пьес на марийские темы (1940), сюита Музыкальная шкатулка (1954), Фантастические пьесы и др.; для солистов, хора и фп. - сюита Из жизни красноармейца (сл. А. А. Суркова, 1932), Сказ о партизане (сл. А. А. Суркова, 1935); для хора a cappella - 2 хора на сл. Н. А. Некрасова (1938), сюита Семья народов (сл. нар., 1938), Ильмень-озеро (сл. М. Л. Матусовского, 1942), 5 стихотворений Ф. И. Тютчева (1945), Траурный прелюд (без текста, 1947), Поэма о Ленине (сл. Л. И. Ошанина, 1948), сюита По родной стране (сл. Б. Дубровина, 1954-59) и др.; для 4 голосов и p п.- Звёзды Кремля (ел. Ошанина, 1947); для голоса и фп. - в т. ч. 2 цикла о Ленине (сл. Д. Бедного - 1931, Ошанина - 1939), Пушкиниана (с чтецом, 1936); романсы, песни; обр. нар. песен; музыка для драм. театра и кино. |