КОЗЛОВ Алексей Семёнович (р. 13 X 1935, Москва) - сов. саксофонист и композитор. В 1962 окончил Моск. архитектурный институт. Игре на саксофоне обучился самостоятельно. В 1959 организовал квинтет, с которым выступил на джазовом фестивале в Тарту (1960). В 1961-65 рук. джаз-ансамбля в московском кафе «Молодёжное». Работал аранжировщиком и солистом-саксофонистом в оркестре «ВИО-66» (1967-68). С 1975 муз. рук. джаз-рок-ансамбля «Арсенал». Автор муз. произв., в т.ч. соч. для джаза, музыки к спектаклям драм. театров и кинофильмам. С 1971 преподаёт в Моск. эскпериментальной студии джазовой музыки. Участник ряда джазовых фестивалей в СССР и за рубежом. КОЗЛОВ Илларион Александрович (6 II 1878, Казань - 4 XII 1933, там же) - сов. скрипач, композитор, пропагандист и исследователь тат. и башк. нар. музыки. Был слепым. В детстве обучался игре на фп. у В. И. Шидловского, на скрипке у бр. Русс. В 1896 окончил в Казани муз. школу Р. А. Гуммерта (под рук. которого изучал теорию композиции, скрипкой занимался в классе К. И. Русса), в 1900 - Моск. консерваторию (класс скрипки И. В. Гржимали; теоретич. предметы проходил у С. И. Танеева). С 1900 жил в Петербурге, в 1903-05 в Кронштадте. Концертировал в Петербурге, Москве, Казани, Риге. В 1902 с успехом гастролировал в Вене. В 1905 поселился в Казани, где выступал как скрипач-солист, пианист, аккомпаниатор и композитор. Под влиянием тат. поэта и драматурга С. Рамеева у К. пробудился глубокий интерес к тат. и башк. нар. музыке. Он гармонизует нар. напевы, включает их в программы своих концертов (нередко сопровождая исполнение собственными пояснениями). Позднее сближается с известными нар. певцами К. Тухватуллиным и Ф. Латыповым, изучает музыку народов Поволжья и Приуралья. С 1920 работал в Центр. Восточной высшей муз. школе (с 1921 Восточная консерватория) и учрежденной при ней Научной муз.-этнографич. ассоциации; делал записи и гармонизации нар. напевов татар, башкир, киргизов, выступал с докладами («О татарской песне, тексте и мелодии равно как и гармонизации», 1921, и др.). Автор мн. скрипичных (в т. ч. «Татарская песня», 1896) и фп. пьес. Его исследование «Пятизвучные и бесполутоновые гаммы в татарских и башкирских народных песнях и их музыкально-теоретический анализ» опубл. в «Известиях общества археологии, истории и этнографии при Казанском государственном университете им. В. И. Ульянова-Ленина» (1928, вып. 1-2). Деятельность К. сыграла значительную роль в развитии тат. и башк. проф. музыки. |