КОЗЛОВСКИЙ Алексей Федорович [р. 2(15) X 1905, Киев] - советский композитор и дирижер. Нар арт. Узб. ССР (1955). В 1931 окончил Моск. консерваторию (класс композиции Н. Я. Мясковского). В 1931-33 дирижер Оперного театра им. К. С. Станиславского. С 1936 работает в Ташкенте; с 1949 гл. дирижёр и худ. рук. симф. оркестра филармонии. С 1944 преподает в Ташкентской консерватории (с 1958 профессор, класс композиции и дирижирования). В 1949-54 и с 1962 зав. кафедрой композиции. Среди учеников - С. Алиев, Д. Закиров, Г. К. Зубатов, Б. Иноятов, Д. Сааткулов, С. Хаитбаев, Н. Халилов, Ф. Шамсутдинов. Соч.: оперы - Улугбек (1942, 1958, Узб театр оперы и балета), Подвиг Бекташа, Афдаль (обе в 1942), балеты - Слава Октябрю (1947), Тановар (Иволга, 1969, Гос. пр. Узб ССР им. Хамзы, 1973), муз. драмы - Даврон ата (совм. с Т. Садыковым, 1941, Узб. театр оперы и балета), Шерали (совм. с С. Н. Василенко и М. Ашрафи, 1942, там же), оратории - Джелал-Эддин (совм. с Б. А. Араповым, 1944), По прочтении Айни (1951), Дастан (1954); кантата - Наставление Мудрым (1948); для орк. - симфонии 1-я хореографическая (1934), 2-я (1935), поэмы - Тановар (1937), Красные казаки (1938), На защиту Родины (1941), Вставайте, рабочие! (1951), Индийская поэма (1955), Празднества (1964), Память гор (1973); сюиты - В колхозе (1930), Лола (Весенний праздник тюльпана, 1937), Танцевальная (1938), Горная (1948), Праздник урожая (1948, 2-я ред. 1950), Узбекская танцевальная (1954), 2 каракалп. сюиты - У солёных озер (1962), Русская увертюра (1967); для фп. - 232 фуги (1943); соната для альта и фп. (1959), романсы и песни, музыка для драм. театра и кино, обр. узб. и кит. песен, записи узб., укр., уйгурских нар. песен, и др. КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович [р. 11 (24) III 1900, с. Марьяновка Киевской губ.] - советский певец (лирич. тенор). Нар. арт. СССР (1940). Род. в крестьянской семье. В 1917-19 занимался в Киевском муз.-драм. институте (класс Б. А. Муравьёвой). В 1919-24 служил в Красной Армии и участвовал в спектаклях Полтавского передвижного муз.-драм. театра; спел здесь свою первую крупную партию - Фауста (1922). С 1924 солист Харьковского, с 1925 - Свердловского оперных театров, в 1926-54 - Большого театра СССР. К. - выдающийся представитель сов. вок. школы. Прозрачный, серебристый, ровный голос красивого нежного тембра со свободным верхним регистром (до ми2), свободное естественное дыхание, тончайший музыкальный слух, эмоциональная теплота и искренность исполнения, драм. дарование позволили певцу создать вокально-сценич. образы, вошедшие в историю сов. оперного театра. Относясь с особым вниманием к слову, К. выявляет его муз. природу, придаёт важное значение муз. декламации, фразировке. Его лучшие партии: Юродивый (Гос. пр. СССР, 1949), Лоэнгрин, а также Ленский, Берендей, Владимир Дубровский, Альфред; Ромео («Ромео и Джульетта» Гуно), Альмавива («Севильский цирюльник»), Владимир («Князь Игорь»). К. - создатель и худ. рук. конц. Ансамбля оперы (1938-41); поставил оперы «Вертер», «Орфей и Эвридика», «Паяцы»; «Катерина» Аркаса (исполнял гл. партии). Стремясь создать оперу-концерт с напряжённым сценич. действием, К. добивался от артистов Ансамбля синтеза пения и драм. игры. Большое место в творч. жизни К. занимает концертная деятельность (выступает с 1919). Высоким артистич. вкусом отменено его исполнение романсов М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. К. является тонким интерпретатором произв. Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа. В обширный камерный репертуар певца входят также старинные романсы, рус. и укр. нар. песни. Гос. пр. СССР (1941) за выдающиеся достижения в области театрально-вокального искусства. В 1945 гастролировал в Румынии и Чехословакии. КОЗЛОВСКИЙ Осип (Иосиф, Юзеф) Антонович [1757, Варшава - 27 II (11 III) 1831, Петербург] - русский композитор. Род. в польской дворянской семье. Образование получил в капелле варшавского кафедрального собора св. Яна, где состоял хористом и органистом. В 1773-86 учитель музыки в доме графов Огиньских (у К. занимался М. Огиньский). В 1786-96 офицер рус. армии (участвовал во взятии Очакова). Был зачислен в свиту кн. Г. А. Потёмкина, в 1791 переведён в Петербург. Известность как композитору принёс К. торжеств. полонез «Гром победы, раздавайся» (сл. Г. Р. Державина, 1791), написанный по случаю взятия Измаила. С 1799 К. служил в Дирекции имп. театров: был инспектором, с 1803 директором музыки. В его обязанности входило руководство оркестрами, организация придв. празднеств, наблюдение за подготовкой музыкантов в театр, уч-ще и др. В 1819 вследствие тяжёлой болезни (паралича) оставил службу и, по-видимому, прекратил творч. деятельность. Один из создателей рус. романса, К. был также автором многочисл. полонезов, маршей и театр. музыки. Его героико-патриотич. полонезы для оркестра и хора (на тексты Державина и др. рус. поэтов) перекликаются с торжественным одическим стилем рус. поэзии. Камерные полонезы К. для фп. предвосхитили романтич. направление в рус. фп. музыке («Полонез-пастораль»). Особое место в творчестве К. занимает вок. лирика (создал ок. 70 песен для голоса с фп. на рус. франц. и итал. тексты). Выделяются «Российские песни» (30 песен на тексты рус. поэтов), характеризующиеся жанровым разнообразием: песня в нар. духе («Выду ль в тёмной я лесочек»), пастораль («Милая вечор сидела»), патетич. монолог («Прежестокая судьбина», «Где, где, ах, где укрыться») и др. Используя бытовые вок. жанры, К. значительно обогатил их. В его песнях впервые наметились художеств. принципы рус. романса, получившие развитие в 19 в., в эпоху М. И. Глинки. Наиболее полно драм. дарование К. раскрылось в театр. и хор. музыке. Он автор монумент. «Реквиема» (1798). Его музыка к трагедиям В. А. Озерова, Я. Б. Княжнина, П. А. Катенина и др. продолжила трагедийную тему в муз. театре, начатую мелодрамой «Орфей» Фомина. Углубив и расширив роль муз.-драм. действия, К. приблизил жанр «трагедии на музыке» к опере. Композитор активизировал роль хора в трагедии, повысил драматургич. функцию оркестра. Программные увертюры и антракты К. подготовили почву для рус. программного драм. симфонизма 19 в. К. связал образы и темы классицистской трагедии с традициями рус. сценич., хор. и камерной музыки кон. 18 в. В его величественных хорах прослеживаются традиции рус. хор. концертов a cappella Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского и их предшественников. Соч.: для орк. - полонезы, в т. ч. Гром победы, раздавайся (сл. Г. Р. Державина, 1791) и Росскими летит странами на златых крылах молва (сл. Державина), марши, контрдансы и др.; для фп. - полонезы (ок. 30); для хора и орк. - Реквием памяти польского короля Станислава-Августа (1798, 2-я ред. - Траурная месса, Messa Funebre на погребение Александра I, 1826), Те Deum и др.; для голоса с фп. - ок. 70 романсов, в т. ч. Российские песни (на сл. Г. Р. Державина, А. П. Сумарокова, Ю. А. Нелединского-Мелецкого и др. рус. поэтов); музыка к спектаклям драм. театра - «Эдип в Афинах» Озерова (1804, Петербург), «Фингал» его же (1805, там же), «Владисан» Княжнина (1809, там же), «Дебора» Шаховского (1810, там же), «Эдип царь» Грузинцева (1811, там же), «Эсфирь» Катенина (1816, там же). |