КШЕНЕК, Кршенек, Крепек (Кrenek, Кrenek) Эрнст (p. 23 VIII 1900, Вена) - австрийский композитор, муз. писатель и педагог. Учился композиции с 1916 у Ф. Шрекера в муз. школе, в университете и в Академии музыки и сценич. искусств в Вене, в 1920-23 - у Ф. Бузони, Г. Шерхена и А. Шнабеля в Высшей школе музыки в Берлине. В 1925-1927 был ассистентом П. Беккера в опорном театре в Касселе, в 1928-1937 работал в Вене. С 1937 живёт в США. В 1939-42 преподавал в Вассар колледже (Покипси, близ Нью-Йорка), в 1942-1947 рук. отделением изящных искусств в университете Хэмлин в Сент-Поле (Миннесота). С 1945 выступает в авторских концертах в Европе. С 1947 работает в Лос-Анджелесе. В ряде произв. К. выступает с разоблачением мещанства, однако его творчество не имеет идейного и стилистич. единства; оно эклектично, отражает воздействие разл. направлений в музыке 20 в. Он прошёл путь от претворения элементов джазовой музыки (опера «Джонни наигрывает»), тенденций экспрессионизма (оперы «Орфей и Эвридика», «Диктатор») и неоклассицизма (линеаризм) к свободной додекафонии, был одним из первых совр. композиторов, использовавших технику серийной музыки. Несмотря на додекафонную основу своих соч., К. всегда сохраняет ясную жанровую природу музыки, рельефный тематизм, стройность и законченность формы, но преувеличенный рационализм приводит к нек-рой сухости, многие его соч. лишены эмоциональности. Автор получивших широкое распространение пособий «Лекции по 12-тоновому контрапункту» («Zwölfton-Кontrapunkt-Studien», 1952) и «Лекции по 12-тоновой гармонии» («Zwölfton-Harmonie-Studien»). Ему принадлежит одна из лучших монографий о Г. Малере. Ряд его статей опубликован в амер. и нем. муз. журналах. Соч.: оперы - Прыжок через тень (Der Sprung ьber den Schatten, 1924, Франкфурт-на-Майне; 1927, Ленинград), Орфей и Эвридика (1926, Кассель); Джонни наигрывает (Jonny spielt auf, 1927, Лейпциг; 1928, Ленинград; 1929, Москва), Диктатор (Der Diktator, 1928, Висбаден), Тайное королевство (Das geheime Кцnigreich, 1928, Висбаден), Жизнь Ореста (Leben des Orest, 1930, Лейпциг), Карл V (1938, Прага), Тарквиний (соч. 1941); 1950, Кёльн), Какова цена доверия (What price confidence; комич. 1-актная, для 4 солистов и фп., 1946, Саарбрюккен, 1962), Тёмные воды (Dark waters; камерная 1-актная, 1950, Лос-Анджелес), Афина Паллада плачет (Pallas Athene weint, 1955, Гамбург), Колокольня (The belltower, по Мелвиллу; камерная, 1-актная, 1957, Эрбана, США); оперетты- Тяжеловес, или Честь нации (Schwergewicht, oder Die Ehre der Nation, 1928, Висбаден), Надувательство (Bluff, 1925; в набросках); Золотое руно (Der goldene Bock, 1964, Гамбург), Это идет отсюда, или Когда Сардакай отправляется в путь (Das kommt davon oder Wenn Sardakai auf Reisen geht, 1970, Гамбург), телевизионные оперы - Рассчитано и проиграно (Ausgerechnet und verspielt, 1962), Волшебное зеркало (Der Zauberspiegel, 1966); балеты - Изменчивый Купидон (Der vertauschte Cupido, по Ж. Ф. Рамо, 1925, Кассель), Маммона (1927, Мюнхен), Насмешка карт (Jest of Cards, Сан-Франциско, 1961); для орк. - 5 симфоний (1921, 1922, 1947, 1949), концерты с орк. - 4 для фп. (1923, 1937, 1946, 1950), 2 для скр. (1924, 1954), 2 кончерти гросси (1921, 1924), двойной концерт (для скр., фп. и малого орк., 1950), для влч. (1953), для арфы (1951); камерно-инстр. ансамбли - 7 струн. квартетов (1921, 1921, 1923, 1924, 1930, 1936, 1944), струн. и дух. квинтеты, сонаты для скр. и фп., для влч. с фп., сюиты и пьесы для разл. инструментов с.фп.;для фп. - 6 сонат, 20 миниатюр (1954), 6 обр. для 2 фп. и др пьесы, в т.ч. для 2 фп., хоры - Верить и знать (Glauben und Wissen, с орк., 1966), хоры a cappella, в т.ч. культовые произв., 3 мадригала и 3 мотета для детского хора (1960), песни (циклы на сл. нем. и австр. поэтов) электронная музыка, музыка к спектаклям драм. театра. Лит. соч.: Ьber neue Musik, W., 1937, Music here and now, N. Y., [1939], 1967; G. Mahler, biographical essay, в кн.: Walter В., G. Mahler, N. Y., 1941; Zwölfton-Кontrapunkt-Studien, Mainz, 1952; Musik im goldenen Westen, W., [1949]; Selbstdarstellung, Z, 1948 (лит.), J. Ockeghem, L., 1953; Zur Sprache gebracht, Münch., 1958; Modal counterpoint, L., 1958; то же, N. Y., 1959; Tonal counterpoint, [N. Y., 1958], Prosa, Dramen, Verse, Münch., 1965; Moderne Musik, в сб.: Musik und Verlag, Кassel [u. А.], 1968; Notwendige Entscheidungen, «Musica», 1971, Jahrg. 25, H. 6. |