КРЕСТОН (Creston) Пол (наст. имя и фам. - Джозеф Гуттоведжо; Guttoveggio) (p. 10 X 1906, Нью-Йорк) - американский композитор. Учился игре на фп. у Дж. А. Рандеггера и Г. М. Детье, на органе - у П. Йона. С 1934 церк. органист в Нью-Йорке. Композицию изучал гл. обр. самостоятельно. Преподаёт композицию в университетах США, читает лекции в разл. городах стран Ближнего Востока. Известность принесли К. «Погребальная песнь» («Threnody») и 2 хорических танца для оркестра. С кон. 1930-х гг. К. - один из ведущих амер. композиторов. В 1956-60 президент Нац. ассоциации амер. композиторов и дирижёров. Б. ч. произв. К. отличается выразит. муз. языком, ясной мелодич. линией, богатством гармонии, мастерством оркестровки. Наиболее значительна 2-я симфония. Автор более 100 соч. крупных форм. Соч.: для орк. - 5 симфоний (1940, 1944, 1950, 1951, 1955), симф. поэма Уолт Уитмен (1951), Пастораль и Тарантелла, Прелюдия и танец, симф. скетч Слух (A Rumor, все - 1941), Песнь 1942 года (A Chant of 1942) и Границы (Frontiers; обе - 1943), Заклинание и танец (Invocation and Dance, 1954), Доклассическая сюита и Токката (обе - 1957), Лидийская ода (Lydian Ode), Янус (для струн. орк., фп. и ударных, 1959), Павана - вариации (1966), Калевала (фантазия на темы фин. нар. песен, 1968); для инструмента с орк.: концерты - для фп. (1949), для 2 фп. (1951), для скр. (1956, 1960), для саксофона (1941), для аккордеона (1958), концертино для маримбы (1940), фантазия для фп. (1942), поэма для арфы (1945), фантазия для тромбона (1948); для бэнда - Торжественная увертюра (Celebration Overture, 1954), Анатолия (Турецкая рапсодия, 1967); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1936), сюиты: для саксофона и фп. (1935), альта и фп. (1937), скрипки и фп. (1939), для флейты, альта и фп. (1952); соната для саксофона и фп. и др.; для голоса с орк. - Танц. вариации (Dance Variations, для сопрано, 1942); для хора с орк. - Псалом No 23 (1945), Missa Solemnis (1949), рождественская оратория Пророчество Исайи (Isaiah's Prophecy, 1962), Северо-Запад (1969); для фп. - 7 тезисов (1934), соната (1936), 3 повести (3 Narratives, 1962), Метаморфозы (1964) и др.; для органа - сюита (1957), Фантазия (1958); хоры, песни. Лит. соч.: Listening to the composer's music, «Music Journal», 1956, March; Principles of Rhythm, N. Y., 1964; Music and the Mass Media, «Music educator's Journal», 1970, March. |