КРЕЙЦЕР (Кreutzer) Родольф (16 XI 1766, Версаль - 6 I 1831, Женева) - франц. скрипач, композитор, дирижёр и педагог. Происходил из нем. семьи. Сын скрипача. Ученик А. Стамица. Дебютировал в Париже в 13-летнем возрасте в «Духовных концертах», исполнив свой скр. концерт. С 1783 первый скрипач корол. капеллы, с 1790 также солист «Театр Итальен» (Париж). С 1791 гастролировал в Италии, Германии, Голландии, Австрии. С 1801 солист оркестра (преемник П. Роде), до 1816 также второй, с 1817 первый капельмейстер «Корол. академии музыки и танца». С 1802 камер-виргуоз двора Наполеона I, с 1815 - Людовика XVIII. С 1795 профессор Парижской консерватории (среди его учеников Ш. Ф. Лафон). В 1826 оставил музыкальную деятельность. Наряду с Роде и П. Байо К. - основатель классич. скр. школы Парижской консерватории. Его игру, близкую по духу и стилю Дж. Б. Виотти, высоко ценил Л. Бетховен, посв. ему свою сонату для скрипки и фп. ор. 47 (т.н. «Крейцерова соната»). Написанная К. совм. с Роде и Байо «Скрипичная метода» («Methode violon», нач. 1800-х гг.) и его сб. «42 этюда или каприса» («42 Etudes ou Caprices») положили начало новому направлению в скр. педагогике. Сб. этюдов К. - классич. образец этого жанра, занимающий видное место в процессе формирования техники скрипача. Среди др. соч. (15 струн. квартетов, 15 струн. трио, дуэты, сонаты, вариации и др.) выделяются 19 скр. концертов, некоторые из них используются в совр. пед. практике. К. был также плодовитым оперным композитором. Создал более 40 опер (первая - «Жанна Д'Арк в Орлеане», 1790), шедших с успехом на сценах парижских театров, но вскоре забытых (лучшая - «Лодоиска», пост. 1791). Брат и ученик К. - Август К. (3 IX 1778, Версаль - 31 VIII 1832, Париж). С 1798 скрипач оркестра театра «Опера комик», в 1802-23 - «Корол. академии музыки и танца», а также придв. оркестра в Париже. С 1826 профессор Парижской консерватории (преемник брата). Автор скр. произв. КРЕЙЦЕР Леонид Давидович [1 (13) III 1884, Петербург - 30 X 1953, Токио] - рус. пианист. Учился в Петерб. консерватории по классам фп. у А. Н. Есиповой и композиции у А. К. Глазунова. Жил в Лейпциге, позднее в Берлине, где выступал как пианист и дирижёр, в 1921-32 был профессором Высшей школы музыки. В 1933, после фашистского переворота, эмигрировал в США. В 1938 переселился в Японию, преподавал в Токийской консерватории. Автор балета-пантомимы «Бог и баядера» по Гёте (пост. в Мангейме в 1920). Ему принадлежат труды по теории и методике игры на фп. «Правильная фортепьянная педаль» («Das normale Кlavierpedal», 1915, 1928) и «Сущность фортепьянной техники» («Das Wesen der Кlawiertechnik», 1923), а также редакции фп. произв. Ф. Шопена и Ф. Листа. КРЕЙЦЕР, Крёйцер (Кreutzer) Конрадин (по записи о крещении - Conrad Кreuzer) (22 XI 1780, Мескирх, Баден - 14 XII 1849, Рига) - немецкий композитор. Сын мельника. В 1804 брал уроки композиции у И. Альбрехтсбергера в Вене. В 1812 получил звание Вюртембергского придв. капельмейстера, в 1817 капельмейстер князя Фюрстенбергского в Донауэшинститутене. Был капельмейстером «Кернтнертортеатра» (Вена, в 1822-27, 1829-32, 1837-40), в 1840-46 - в Кёльне. С 1848 жил в Риге, куда приехал к своей дочери, оперной певице. Автор 30 опер, из которых наиболее известны «Конрадин Швабский» (1812, Штутгарт), «Мелузина» (1833, Берлин) и особенно «Ночной лагерь у Гранады» («Das Nachtlager von Granade», 1834, Вена), а также 3 концертов для фп. с оркестром, камерных инстр. ансамблей, песен, церк. музыки. |