КРЕЙН Александр Абрамович [8 (20) X 1883, Нижний Новгород, ныне Горький - 21 IV 1951, пос. Старая Руза Московской обл.] - советский композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1934). В 1908 окончил Моск. консерваторию по классу виолончели у А. Э. Глена. Брал уроки теории музыки и композиции у Б. Л. Яворского и Л. В. Николаева. В 1912-17 преподавал в Нар. консерватории в Москве. В 1918-27 работал в Муз. отделе Наркомпроса и Гос. муз. издательстве. Ранние сочинения К. (романсы, инстр. пьесы и камерные ансамбли) отмечены влиянием А. Н. Скрябина, с которым он был знаком лично. В зрелых произв. К. проявил себя композитором-ориенталистом, творчески продолжившим традиции «Могучей кучки» и франц. импрессионизма. Его мелодика связана с нар. творчеством разл. стран Востока, а также испан. музыкой. В 20-е гг. одним из первых среди композиторов обратился к революц. тематике («Траурная ода» памяти В. И. Ленина для оркестра и хора, 1926), Большое место в творчестве К. занимают произв., построенные на евр. муз. и лит. материале (в т.ч. кантата «Кадиш», 1922; музыка к спектаклям в евр. театрах «Габима» и «Госет»; камерные сочинения). К наиболее значит. достижениям К. принадлежит балет «Лауренсия». Популярность завоевала также сюита из музыки к спектаклю «Учитель танцев» Лопе де Вега (1946). С 1908 часто выступал как муз. критик на страницах дореволюц. и сов. муз. и общей моск. печати. Соч.: опера - Загмук (1930, Большой театр); балеты - Лауренсия (по пьесе «Овечий источник» Лопе де Вега, 1939, Ленингр. театр оперы и балета), Татьяна (соч. 1943; 2-я ред. под назв. Дочь народа, 1947, Ленингр. театр оперы и балета); для орк. и хора - Траурная ода (посв. памяти В. И. Ленина, 1926, исп. 1927); для орк., хора и чтеца - симф. дифирамб СССР - ударная бригада мирового пролетариата (1932); для солиста, хора и симф. орк. - Песня о Соколе (по М. Горькому, 1948-49); для орк. - 2 симфонии (исп. 1927, 1946), симф. поэма Саломея (по О. Уайльду, 1914), симф. фрагменты Роза и Крест (по А. А. Блоку, исп. 1925), сюиты из музыки к пьесе «Ночь на Старом рынке» (1924), из оперы «Загмук» (1930), Кабардинская (1941); камерные ансамбли, в т.ч. Поэма-квартет (1910), 2-й квартет (1951, закончен В. П. Ширинским), Еврейские эскизы (для струн., квартета и кларнета, 2 сюиты - 1910, 1911); для фп., в т.ч. соната (1922); для скр. и фп. - Ария (1927); для влч. и фп. - Поэма (1909-10); романсы на сл. А. А. Блока, К. Д. Бальмонта и др. рус. поэтов; 10 евр. песен (рус. пер. Я. Родионова, 1937), 6 романсов (на сл. И. Г. Эренбурга, из сб. «Война», 1944); музыка к драм. спектаклям и фильмам. КРЕЙН Григорий Абрамович [6 (18) III 1879, Нижний Новгород, ныне Горький - 6 I 1955, пос. Репино Ленинградской обл.] - советский композитор. В кон. 1890-х гг. работал в оркестре Тбилисского оперного театра. В 1900-05 обучался в Моск. консерватории по классу скрипки у И. В. Гржимали. Композицией занимался у Р. М. Глиэра, в 1907-08 - в Лейпцигской консерватории у М. Регера; затем до 1917 преподавал игру на скрипке и теорию композиции в Москве. В 1926-34 вместе с сыном - Ю. Г. Крейном, направленным для совершенствования за границу, жил в Вене, потом в Париже. В 1939-40 худ. рук. Всесоюзного гастрольно-конц. объединения. Для раннего творчества К. характерны влияния музыки А. Н. Скрябина и франц. импрессионистов. Зрелое творчество К. принадлежит к ориентальной линии сов. музыки, частично связанной с фольклором народов СССР. Ряд его произв. построен на евр. интонациях (камерные ансамбли и инстр. пьесы, получившие известность в 20-е и 30-е гг.). Соч.: для орк. - симфония (1946), 2 поэмы (1928, 1929), Баллада (1947); для скр. с орк. - концерт (1934), 2 поэмы (1922, 1934), конц. фантазия (1939); камерные ансамбли, в т.ч. струн. квартет (1915), Еврейская рапсодия (1926), квартет для кларнета, скрипки, влч. и фп. (1947); для фп. - сонаты (1906, 1924); романсы, вокализы. КРЕЙН Давид Сергеевич (1869, Курляндия - 26 VIII 1926, Москва) - сов. скрипач и педагог. Засл. арт. Республики (1924). Игре на скрипке обучался под руководством отца, затем занимался с В. 10. Виллуаном в Нижнем Новгороде. В 1888 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у И. В. Гржимали. Студентом начал играть в струн. квартете Моск. отделения РМО (1885-98, 2-я скрипка). В 1894-1924 участник «Московского трио». В 1898-1926 концертмейстер-солист оркестра Большого театра. С 1918 профессор Моск. консерватории (у него учились В. А. Власов, С. И. Безродный, В. П. Ширинский и др.). Эмоциональная насыщенность была характерной чертой исполнит. стиля К. Его игра отличалась красивым, сочным тоном, высокой техникой. Был знатоком камерной музыки. Написал пьесы для скр. и фп. КРЕЙН Юлиан Григорьевич [р. 20 II (5 III) 1913, Москва] - советский композитор и музыковед. Первоначальное муз. образование получил под рук. отца - Г. А. Крейна. С 1926 по командировке Наркомпроса совершенствовался за границей (Вена, Париж). В 1928-32 занимался в парижской «Эколь нормаль» (класс композиции П. Дюка). В 1932-34 концертировал во Франции как пианист. В 1934-37 преподавал инструментовку в Моск. консерватории. В начале творч. пути К. испытал влияние позднего творчества А. Н. Скрябина и франц. импрессионистов. Сочинения К. отмечены романтич. настроенностью, поэтич. вкусом и изяществом; композитор проявляет интерес к программной музыке. Лит. работы К. гл. обр. посвящены творчеству Дебюсси, Равеля, де Фалья, а также вопросам оркестрового стиля. Соч.: балет - Галатея (1934); для орк., солистов и хора - вок.-симф. картины Рембрандт (по драме Д. Б. Кедрина, 1969); для орк. - симф. прелюдия Разрушение (1929), Весенняя симфония (с фп., 1935; 2-я ред. 1959), Арктическая поэма (симфония, 1943), Серебряное копытце (зимняя сказка для орк. и чтеца, сл. П. Бажова, 1959), симф. поэма - Сказка о рыбаке и рыбке (по А. С. Пушкину, 1970), две баллады (1932; Героическая, 1942), Серенада (1943); Весенняя сюита на якут. темы (1948), сюита на темы народов СССР (1949), 3 танцевальные пьесы (1952), Лирическая ода (1962); для фп. с орк. - 3 концерта (1929, 2-я ред. 1961; 1942, 2-я ред. 1952; 1943), Фантазия (1937); для скр. с орк. - концерт (1959), Поэма (1956); для влч. с орк. - концерт (1929, 2-я ред. 1954); камерные ансамбли, в т.ч. трио для фп., скр. и влч. (1958); для фп., в т.ч. 2 сонаты (1924, 1955), Баллада (1955), 10 прелюдий (1936), цикл - Лесные тропинки (1956); для скр. с фп. - 2 сонаты (1948, 1971); для влч. с фп. - соната-фантазия (1955), соната-поэма (1972); для флейты с фп. - соната (1957); романсы (св. 40); оркестровки цикла романсов М. П. Мусоргского «Без солнца» и романсов А. П. Бородина. Лит. соч.: Артур Онеггер, «СМ», 1956, No 4; Дариус Мийо, «СМ», 1957, No 8; Морис Равель, «СМ», 1957, No 12; Мануэль де Фалья, М., 1960; Отторино Респиги, «СМ», 1960, No 8; Симфонические произведения Клода Дебюсси, М., 1962; Симфонические произведения Мориса Равеля, М., 1962; Вспоминая Дюка, «СМ», 1965, No 10; Камерно-инструментальные ансамбли Дебюсси и Равеля, М., 1966; Стиль и колорит в оркестре, М., 1967. |