КРЕЙСЛЕР (Кreisler) Фриц (2 II 1875, Вена - 29 I 1962, Нью-Йорк) - австр. скрипач и композитор. Учился с 4 лет у отца - скрипача-любителя, затем у концертмейстера Ж. Обера. Окончил Венскую консерваторию по классу скрипки у Й. Хельмесбергера-младшего (1885) и Парижскую консерваторию у Ж. Л. Массара (1887). По композиции - ученик Л. Делиба. В 1888 гастролировал с пианистом М. Розенталем в США. Возвратившись в Вену, изучал гуманитарные науки, был на воен. службе. В 1893 возобновил исполнит. деятельность концертами в Москве. Выступления в Берлине (1899) положили начало «эпохе Крейслера» в мировом скрипич. искусстве. К. гастролировал во многих странах, в том числе неоднократно в России (до 1913). В 1905 опубликовал «Классические рукописи» («Кlassische Manuscripte») - серию пьес для скрипки с фп., изданные под видом обработок произв. композиторов 17-18 вв.: Ф. Куперена, Л. Франкёра, Л. Пуньяни, Л. Боккерини и др. В 1935 признал, что эти пьесы являются его собств. композициями. В 1915-24 жил гл. обр. в США, в 1924-32 в Берлине; после захвата власти фашистами - в 1933-39 в Париже, с 1939 в Нью-Йорке, где в 1941 в результате несчастного случая был тяжело ранен. В 1942 начал вновь выступать. В 1947 оставил концертную эстраду. Творч. деятельность К. составила одну из значительнейших эпох в истории скрипич. искусства. Представитель австр. демократич. культуры, К. создал глубоко индивидуальный исполнительский и композиторский стиль. Отразив в своём искусстве художеств. традиции и муз.-бытовые черты старой Вены, восходящие к временам «королей вальсов» Й. Ланнера и Штраусов, он вместе с тем творчески претворил совр. художеств. веяния. В историю скрипич. искусства К. вошёл как проникновенный поэт звука и один из величайших виртуозов-колористов, способ- ствовавший формированию совр. исполнит. стиля, обогативший скрипич. игру новыми выразит. и технич. приёмами, давший новое истолкование мн. произв. классич. музыки. Игра К. отличалась особой певучестью, редкой тембровой красочностью (для него типично интенсивное вибрато не только в кантилене, но и при исполнении технич. пассажей, широкое использование portamento), своеобразной «танцевальностью» и остротой акцентировки, свободным применением игры rubato, декламационной приподнятостью. Как композитор К. - мастер муз. миниатюры и транскрипции. Элементы музыки венского вальса, ритмы испан. и венг. танцев, стилизация старинной франц. и итал. музыки, веяния негр. фольклора, джаза - таков диапазон муз. образов скрипич. миниатюр К. Они отличаются мелодич. свежестью, изяществом, изысканностью гармонии, тонкой разработкой скрипич. фактуры и фп. сопровождения. Лучшие из них - «Венский каприс», вальсы «Радость любви» и «Муки любви», «Прекрасный розмарин», «Китайский тамбурин», «Сицилиана и Ригодон» в стиле Л. Франкёра, «Прелюд и Аллегро» в стиле Г. Пуньяни и мн. др. - шедевры жанровой пьесы, равно как и его транскрипции пьес В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана и др. К. начал часто исполнять в программах концертов скрипич. миниатюры (до него небольшие пьесы обычно исполнялись только на бис). В своих редакциях, обработках классич. произв., как и в виртуозных каденциях, К. стремился к упрощению технич. трудностей без ущерба для полноты и блеска звучания инструмента, к обогащению гармонич. фактуры. Миниатюры, транскрипции, обработки, редакции и каденции К. положили начало обновлению конц. репертуара скрипачей, вошли в исполнительскую практику, оказав громадное влияние на совр. скрипич. искусство. К. - автор популярных оперетт «Цветы яблони» («Apple Blossoms») (1920, вместе с В. Якоби, Нью-Йорк) и «Зизи» (пост. Вена, 1932), струн. квартета. |