КРОЧЕ (Croce) Бенедетто (25 II 1866, Пескассероли - 20 XI 1952, Неаполь) - итал. философ, историк, литературовед, эстетик. Вместе с Дж. Джентиле возглавил неаполитанскую школу неогегельянцев, стал одним из осн. идеологов и политич. лидеров итал. бурж. либерализма (в 1902-20 профессор в университете Неаполя, в 1910 сенатор, 1920-21 и 1944 министр, в 1948 президент созданной им либеральной партии). Один из первых ревизионистов марксизма, К. оказал влияние на Э. Бернштейна, Ж. Сореля, К. Фосслера и др. Б. ч. соч. К. опубликована в издававшемся им в 1903-44 журн. «La critica». В основе его эстетики - взгляд на искусство как на «деятельность выражения», отождествляемую с интуицией. По К., интуиция в искусстве предшествует образу и понятию. Исходя из этой идеи, К. отвергал строгую классификацию видов и жанров искусства. Оценку крочеанства с точки зрения классовой борьбы в Италии дали А. Грамши (в кн.: «Il materialismo storico e la filosofia di В. Croce», 1949) и К. Салинари (в сб.: Togliatti Р., Longo L., Salinari C., Per la constituzione democratica e per una libera culture. Rapporti alla sessione del С. С. del Р. С. I. del 10-12 November 1952, 1953). К музыковедению имеет непосредств. отношение лишь кн. К. «Театры Неаполя от Возрождения до конца 18 века» («Teatri di Napoli dal Rinascimento alla fine del secolo decimoitavo», 1891). Однако его эстетич. взгляды восприняли мн. музыковеды (M. Мила, Г. Паннаин, А. Паренте, Л. Ронга), что сказалось в преувеличении ими роли интуитивного начала в музыке, представлении об автономности художеств. формы. Известна работа К. на рус. языке «Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика» (ч. I. Теория, М., 1920). КРОЧЕ (Сrосе; прозвище по месту рождения - Кьодзотто, Chiozzotto) Джованни (ок. 1557, Кьоджа - 15 V 1609, Венеция) - итальянский композитор и священнослужитель. Ученик Дж. Царлино. С 1565 певец, с 1603 капельмейстер собора Сан-Марко в Венеции. Один из ведущих представителей венецианской школы, К. писал церк. и светские произв. Блестяще владея техникой хор. полифонии, он создал многочисл. мессы, мотеты, псалмы, магнификаты, ламентации и др. (некоторые из них с basso continuo). В светских вок. произв. (мадригалах, канцонеттах, а также многогол. песнях) проявились тенденции к более прозрачному письму, мастерство в обрисовке характеров. Среди произв. К. - песни, в т.ч. изданные в сб. «Новые музыкальные мысли» («Novi pensieri musicali», 1594), мадригальные комедии «Приятные и смешные карнавальные маски» («Mascarate piacevoli et ridicolose per il carnevale», для 4-8 голосов, 1590), «Музыкальное лекарство…» («Triaca musicale», для 4-7 голосов, 1595). |