КРУШЕЛЬНИЦКАЯ Соломея Амвросиевна [11 (23) IX 1873, с. Белявинцы, ныне Бучачского р-на Тернопольской обл. - 16 XI 1952, Львов] - сов. певица (лирико-драм. сопрано), педагог. Засл. деят. искусств УССР (1951). В детстве пела в сельском хоре, затем в Тернопольском хоре общества «Украiнська бесiда». В 1893 окончила Львовскую консерваторию (класс В. Высоцкого) и была принята во Львовский оперный театр; дебютировала в партии Леоноры («Фаворитка» Доницетти). В том же году уехала в Милан, где совершенствовалась в пении у Ф. Креспи. Вагнеровский репертуар изучала в Вене. Выступала во мн. оперных театрах мира; в 1898-1902 -в Варшаве (каждый год выезжала в Петербург). С 1902 с неизменным успехом гастролировала в Париже, Неаполе, Бреше, Генуе, Милане (1906, «Ла Скала»; под рук. А. Тосканини) и др. городах Европы, Америки и Африки. Голос певицы красивого тембра, огромного диапазона (ок. 3 октав) был феноменальной силы звучания. Артистка большого актёрского дарования, яркого темперамента, К. с одинаковым успехом исполняла и драм. и лирич. партии. В её репертуаре было св. 60 партий, в т.ч. Татьяна, Лиза, Чио-Чио-сан, Галька; Ганна («Страшный двор» Монюшко), Аида, Дездемона; Рахиль («Дочь кардинала» Галеви), Джоконда («Джоконда» Понкьелли), Эльза, Елизавета («Лоэнгрин», «Тангейзер»), Соломея; Электра («Электра» Р. Штрауса) и др. На рубеже 19-20 вв. мировая критика сравнивала исполнение К. с искусством Ф. И. Шаляпина, Э. Карузо, М. Баттистини. В сер. 20-х гг. оставила сцену, посвятив себя камерному исполнительству; много гастролировала. К. была тонким, глубоким интерпретатором произв. К. Монтеверди, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, М. П. Мусоргского. Обязательными в её конц. репертуаре были нар. укр. песни и произв. укр. композиторов, в т.ч. С. Ф. Людкевича, Д. В. Сичинского и Н. В. Лысенко, с которым К. связывала большая творч. дружба (композитор посв. ей неск. романсов, которые К. часто исполняла). В 1939 возвратилась во Львов. Активно включившись в сов. муз. жизнь, преподавала во Львовской консерватории (с 1946 профессор). |