КУБЕЛИК (Кubelik) Иероним Rафаэль (р. 29 VI 1914, Бихори, Чехия) - чехосл. дирижёр и композитор. Учился игре на скрипке и теории музыки у отца - Яна К., затем - в Пражской консерватории (1928-1933) у П. Дедечека (дирижирование), О. Шина (композиция), Й. Фельда (скрипка). Как дирижёр дебютировал в 1934 в Праге с оркестром Чеш. филармонич. общества, с которым выступал в 1936-39. Муз. директор Нац. театра в Брно (1939-41) и Чеш. филармонич. оркестра (1941-48). В кон. 1940-х гг. наряду с классич. репертуаром исполнял произв. чеш. (В. Новак, Й. Сук, Л. Яначек, О. Острчил) и сов. (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович) композиторов. Был рук. Чикагского симф. оркестра (1950-53), муз. театра «Ковент-Гарден» в Лондоне (1955-58), гл. дирижёром оркестра Баварского радио в Мюнхене (с 1961; гастролировал с ним в странах Европы, 1962). С 1972 муз. рук. «Метрополитен-опера». Гастролировал во мн. странах мира, дирижировал на крупнейших европ. муз. фестивалях, в т.ч. на «Пражской весне». Выступал в Москве (1945). К. - дирижёр романтич. склада; его исполнит. манера отличается пластичностью и красотой жеста, напряжённой эмоциональностью, темпераментом. С успехом выступал с симф. произв. преим. романтиков - Г. Берлиоза, Ф. Листа, И. Брамса и др. Соч.: оперы Вероника (1947, Брно) и 3 не пост.; кантаты, 3 реквиема (1942, 1962, 1963); Stabat Mater (1968); 2 мессы; для орк. - 3 симфонии (1934, 1945, 1971); концерты с орк. - для скр. (1940, 1951), влч. (1944), фп. (1950) и др.; камерно-инстр. ансамбли - 5 струн. квартетов и др.; пьесы для фп.; хоры; песни, в т.ч. на сл. А. С. Пушкина (1937). КУБЕЛИК (Кubelik) Ян (5 VII 1880, Михле, близ Праги - 5 XII 1940, Прага) - чеш. скрипач и композитор. Чл. Чеш. академии наук и искусств (1932). С 3 лет учился игре на скрипке у отца - Йосефа Матея К. (1853-98; рук. собств. инстр. капеллы), затем у К. Вебера, К. Ондржичека и Ф. Сршне. В 1892- 1898 занимался в Пражской консерватории у О. Шевчика (скрипка), К. Штеккера, Й. Б. Фёрстера и К. Книтля (композиция). С 1898 гастролировал во мн. странах мира, в т.ч. неоднократно в России (с 1901, в СССР - в 1927). С К. связано утверждение на конц. эстраде произв. Н. Паганини (начало этому положил А. Вильгельми). Прославился как непревзойдённый исполнитель его труднейших виртуозных пьес (их никто не играл после самого Паганини). Игра К. отличалась исключит. отчётливостью пальцевой техники, кристальностью интонации, чёткостью ритма, красотой звучания. Характерная особенность исп. К. - сдержанность темпов (он ввёл в исполнительскую практику скрипачей сравнительно медленную игру технических пассажей), блестящее владение приёмами игры pizzicato левой рукой и двойных флажолетов. Основу репертуара К. составляли соч. Паганини, Г. Эрнста, Г. Венявского, П. Сарасате, А. Баццини, салонные пьесы Ф. Дрдлы, Амброзио и др. В исполнении им классической музыки сказывалась поверхностность интерпретации. Расцвет искусства К. относится к 1898-1910. Позднее он теряет абсолютную точность техники, игра приобретает черты академич. сухости, холодности. Однако до конца артистич. карьеры К. сохранил имя крупнейшего мастера. Автор «Американской симфонии» (1937), 6 концертов для скрипки с оркестром (1916-24), скр. пьес, виртуозных каденций к концертам и др. В 1947 и 1949 в рамках фестиваля «Пражская весна» были проведены Междунар. конкурсы скрипачей имени К. |