КУЛЛАК (Кullak) - нем. музыканты, братья. Адольф К. (23 II 1823, Мезериц - 25 XII 1862, Берлин) - муз. писатель, критик, композитор. Музыке обучался в Берлине у А. Агте и А. Маркса. Окончил философский ф-т Берлинского университета. Сотрудничал в газ. «Berliner Musikzeitung», преподавал в «Новой музыкальной академии» в Берлине (т.н. Академия К.). В трудах по эстетике выступал против формалистич. теории Э. Ганслика. К числу важнейших трудов К. относятся «Музыкально-прекрасное» («Das Musikalisch-Schöne», 1858) и выдержавшая много изданий «Эстетика игры на фортепьяно» («Die Дsthetik des Кlavierspiels», 1861, 1916). Автор фп. пьес. Теодор К. (12 IX 1818, Кротошин, близ Познани - 1 III 1882, Берлин) - пианист, педагог и композитор. Получив первоначальное муз. образование частным образом, в 1829 выступил как пианист в придв. концерте в Берлине. Там же с 1837 брал уроки по теории музыки у З. Дена. В 1842 в Вене занимался у К. Черни (фп.), С. Зехтера и О. Николаи (композиция). С 1843 учитель музыки корол. дома в Берлине; с 1846 придв. пианист. В 1850 совм. с Ю. Штерном и А. Б. Марксом осн. в Берлине консерваторию (Консерватория Штерна), в 1855 - «Новую музыкальную академию» (т.н. Академия К.), где преподавал игру на фп. до конца жизни. Среди учеников К. - К. Шарвенка, А. Грюнфельд, М. Мошковский. Внёс вклад в фп. пед. репертуар; особенно популярны 3 сб. «Школа игры октавами». Фп. соч. К. носят преим. салонный характер (виртуозные оперные парафразы и фантазии). К. принадлежат многочисл. произв., в т.ч. концерты для фп. с оркестром, сонаты, сонатины, этюды и др. фп. пьесы, а также методич. работы «Школа пальцевых упражнений» («Schule der Fingerübungen»), «Советы и этюды» («Ratschläge und Studien»), «Материалы для начального обучения фортепьянной игре» («Materialien für den Elementar - Кlavier - Unterricht»). |